Фото:
Александр Миридонов /
Коммерсантъ
| купить фото
Нежелательным НКО пропишут механизм запрета
Минюст приводит в действие закон 2012 года
06.08.2018
Минюст разработал механизм приостановления деятельности некоммерческих организаций (НКО), чья деятельность финансируется из США или «представляет угрозу интересам» РФ. Поправки предлагается внести в закон, принятый еще в 2012 году как ответ на «акт Магнитского», который предполагает приостановку работы таких НКО, но до сих пор не коснулся ни одной организации. Эксперты отмечают, что законодательство об НКО и так достаточно жесткое, но в нем «пока нет механизмов, которые могли бы в короткие сроки приостановить деятельность НКО».
Минюст разработал законопроект, уточняющий «механизм приостановления деятельности» НКО, которые «участвуют в политической деятельности» в РФ, получают средства из США или реализуют проекты, которые «представляют угрозу интересам» РФ. Поправки предлагается внести в закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», принятый в 2012 году как ответ на «акт Магнитского». Еще тогда в законе было закреплено, что работа НКО, чья деятельность представляет «угрозу интересам РФ», приостанавливается (ч. 1 ст. 3), но, как поясняют в Минюсте, «механизм реализации» этих положений «отсутствует». За время существования закона ни одна НКО не попала под его действие, подтвердили “Ъ” в ведомстве.
Как чужой опыт помогает бороться со своими НКО и западными СМИ
Читать далее
В Минюсте рассказали “Ъ”, что поправками предлагается закрепить в законе механизм уведомления НКО «о приостановлении или возобновлении их деятельности и обнародования сведений об этом», а также «способы получения Минюстом информации о наличии оснований для приостановления их деятельности». Будет также утвержден «порядок ведения перечня» НКО, деятельность которых приостановлена, рассказали “Ъ” в Минюсте. До 14 августа на портале правовой информации проходит обсуждение о подготовке законопроекта, после этого будет опубликован его текст, затем он будет рассмотрен правительством.
«Можно, конечно, обсудить идею. Хотя с точки зрения применения она непонятна: у нас же ограничения для НКО могут вводиться при получении средств из всех стран»,— сказал “Ъ” глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников («Единая Россия»). Член Общественной палаты России Елена Тополева-Солдунова полагает, что «сейчас существует достаточно ограничений в сфере деятельности НКО». «В последнее время этот сюжет перестал быть в повестке дня. Не хотелось бы, чтобы возник новый виток»,— сказала она “Ъ”.
Закон о «нежелательных» организациях рассмотрят в ЕСПЧ
Член совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Игорь Михайлов полагает, что предлагаемая Минюстом процедура упростит процесс приостановки деятельности НКО. По его словам, «механизм признания НКО иностранным агентом действует» и требует времени для включения НКО в реестр (сейчас в реестре 76 организаций). «Но статус иностранного агента еще не влечет за собой приостановления деятельности. НКО продолжают функционировать при наличии кучи дополнительных обязанностей по отчетности»,— сказал он “Ъ”. Есть и механизм о признании иностранной или международной организации «нежелательной», но «это касается только зарубежных НКО» (в реестре нежелательных сейчас 14 НКО). «Из-за одной политической деятельности пока нет механизмов, которые могли бы в короткие сроки приостановить деятельность НКО. Исключение — закон “О противодействии экстремистской деятельности”»,— говорит Игорь Михайлов. По его словам, хотя многие в некоммерческом секторе стали работать через ООО и «не подконтрольны Минюсту», поправки все же могут коснуться многих НКО, так как формулировку «представляют угрозу интересам РФ» можно трактовать широко.
«Ключевой вопрос, кто и в каком порядке будет определять, какая организация угрожает интересам РФ, а какая — нет»,— сказал “Ъ” глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков. Само по себе приостановление деятельности НКО — «процедура не сильно серьезная и опасная», говорит он. Но по действующему УК РФ (ст. 275) «помощь иностранной организации/государству в деятельности, направленной против безопасности РФ,— это государственная измена» и «признание российской НКО угрожающей интересам РФ ставит ее руководство перед фактом уголовного преследования за госизмену», говорит Павел Чиков. «На фоне новой волны шпиономании это создает реальные риски»,— полагает он.