Онлайн-пользователи не помещаются в «пакет Яровой»

Онлайн-пользователи не помещаются в «пакет Яровой»

Фото:
Анатолий Жданов /
Коммерсантъ

  |  купить фото

Онлайн-пользователи не помещаются в «пакет Яровой»

Минэкономики пересчитало расходы интернет-компаний

08.08.2018

Проект приказа Минкомсвязи, который должен запустить исполнение «закона Яровой» интернет-компаниями, подвергся критике со стороны Минэкономики. Из его отзыва следует, что реальные затраты бизнеса окажутся на порядки выше, чем оценки, приведенные Минкомсвязью на примере Rambler Group: только Mail.ru Group и «Яндексу» придется единоразово потратить почти 9 млрд руб. Кроме того, принятие проекта фактически обяжет интернет-компании разрабатывать и использовать системы оперативно-разыскных мероприятий, что прямо запрещено законом.


Единоразовые затраты крупнейших российских интернет-компаний Mail.ru Group и «Яндекса» на исполнение «закона Яровой» достигнут около 9 млрд руб., указывает Минэкономики в отзыве от 6 августа (есть у “Ъ”) на проект приказа Минкомсвязи. Как сообщал ранее “Ъ”, приказ необходим, чтобы «закон Яровой», обязывающий хранить сообщения пользователей и другой трафик, фактически вступил в силу для интернет-компаний. В нем Минкомсвязь устанавливает требования к оборудованию и программно-техническим средствам, которые должны использовать организаторы распространения информации (ОРИ) в интернете. Дополнительные затраты интернет-компаний Минкомсвязь анализировала на примере Rambler Group, для которой они должны были составить всего 10,9 млн руб. единоразово и 120 тыс. руб. в месяц.

Онлайн-пользователи не помещаются в «пакет Яровой»

Диалог с бизнесом ведется уже давно. Он всегда велся и будет вестись. В результате этого диалога были разработаны подзаконные акты. Острота проблемы «закона Яровой» снята

Но у Mail.ru Group 130 млн активных пользователей, и ее затраты на приобретение аппаратно-программных комплексов достигнут 5,2 млрд руб., указывает Минэкономики. Расходы «Яндекса» с 90 млн пользователей составят 3,6 млрд руб. Всего в реестре ОРИ сейчас 98 компаний. Амортизация и рост трафика приведут интернет-компании к ежегодным затратам еще не менее 1 млрд руб., причем это оптимистический сценарий, поскольку расчеты не учитывают затрат на хранение «объемного контента» (онлайн-трансляций), считают в Минэкономики. При этом проект Минкомсвязи возлагает на каждого ОРИ обязанность хранить всю информацию как минимум в двух экземплярах, что ведет к необходимости формировать отдельные резервные хранилища, следует из отзыва.

Онлайн-пользователи не помещаются в «пакет Яровой»

Как операторы связи просили налоговых льгот и отсрочки «закона Яровой»

Необходимость нести такие расходы вынудит интернет-компании отвлекать значительные ресурсы на реализацию требований «закона Яровой» и Минкомсвязи, в то время как эти средства нужны им для инвестиций в основные фонды и инновационные технологии, полагают в Минэкономики. Это идет вразрез с указом президента РФ от 7 мая 2018 года, в котором говорится об ускорении технологического развития и внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, и с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, следует из отзыва.

Еще одна проблема связана с использованием систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ), указывают в Минэкономики. Так, «Яндексу», Mail.ru Group, Rambler Group, Google и другим ОРИ фактически придется получать лицензии на производство СОРМ, чтобы использовать программно-технические средства, о которых идет речь в приказе Минкомсвязи, говорится в отзыве. Но в этой части приказ противоречит действующему законодательству, добавляет директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова: в законе «Об оперативно-разыскной деятельности» есть прямой запрет на разработку и использование спецтехсредств для кого-либо, кроме спецслужб.

Онлайн-пользователи не помещаются в «пакет Яровой»

Как «закон Яровой» повлияет на цены на услуги интернет-провайдеров

В Минкомсвязи, «Яндексе» и Mail.ru Group от комментариев отказались. В реальности расходы самой Rambler Group также окажутся гораздо выше, чем в расчетах, приведенных Минкомсвязью, говорит директор по развитию бизнеса Rambler Group Марина Россинская. В документах самой Минкомсвязи указано, что хранение данных 500 тыс. пользователей обойдется в 20 млн руб., но только у портала Rambler.ru 50 млн пользователей, а у ресурса Livejournal.com — еще 45 млн по всему миру, из которых 25 млн в России, поясняет она. Таким образом, итоговые затраты «кажутся неоправданно высокими».

Проект приказа Минкомсвязи несет существенные риски для делового сообщества, приведет к значительным финансовым расходам бизнеса, исчисляемым миллиардами рублей, и содержит не выполнимые на практике нормы, говорится и в заключении интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, направленном в Минэкономики (есть у “Ъ”). Так, информационные системы каждого ОРИ имеют уникальную архитектуру и специфичный набор интерфейсов, что делает невозможным внедрение типового решения либо чревато проблемами в его функционировании, считает он. «С точки зрения развития цифровой экономики обсуждаемый документ — бессмысленная чушь, которая приводит к ограничению конкуренции»,— убежден господин Мариничев.


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *