Педагоги из Алтайского края живут и работают на Мадагаскаре

Педагоги из Алтайского края живут и работают на Мадагаскаре

Уже месяц наши земляки педагоги из села Столбово Каменского района Алексей Хоренко и его супруга Татьяна живут и работают на Мадагаскаре. Алексей Иванович сегодня директор основной общеобразовательной школы при Посольстве России в Республике Мадагаскар, Татьяна Павловна – учитель русского языка и литературы. Огромный опыт и знания, полученные этой учительской парой на Алтае, их заслуги на педагогическом поприще дали семье Хоренко возможность проявить свое педмастерство на международном уровне.

Мы встретились с бывшим директором Столбовской средней общеобразовательной школы Алексеем Хоренко в Камне-на-Оби за день до отлета их с супругой к месту новой работы.

Пора лететь!

– Алексей Иванович, как сибиряку из глубинки удалось устроиться на престижную работу, да еще на столь экзотическом острове? Вы легки на подъем?

– Совсем не легок. Мне много раз предлагали поменять место работы в пределах Алтайского края, но я не соглашался. Я в педагогике 28 лет, 23 года из них – в Столбовской школе, 19 – в должности директора. За эти годы мы сформировали дружный, плодотворный коллектив. Не мог я, да и не хотел все это бросать.

Как решился уехать? Неожиданно, я бы сказал. Мне 47 лет. Видимо, настал такой период, когда нужно было что-то менять, чего-то еще успеть достичь в своей жизни. Помочь детям, в конце концов.

Я давно знал, что в заграншколы при МИДе России набирают педагогов. Но многие годы такие предложения были больше актуальны для центральных районов России. А в этом году оно пришло на Алтай, и к нам в школу тоже. И я его увидел…

– В чем была суть предложения?

– Принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей в школах российских дипмиссий на новый, 2018/19 учебный год. И я, посоветовавшись с семьей, подал заявку. Рассчитывал на преподавательскую работу в европейских странах. У меня большой опыт как у учителя русского языка и литературы, мои ученики довольно успешно осваивали программу под моим руководством, некоторые выпускники оканчивали вузы с красными дипломами. Но обернулось все несколько иначе.

Семейный подряд

– Ожидания не совпали с реалиями?

– Напротив, я бы сказал, реалии превзошли ожидания. Был ряд требований к соискателям: наличие высшего образования, не менее 5 лет педстажа, не ниже первой квалификационной категории, наличие определенных заслуг и достижений. В анкете я указал свой стаж, в том числе и на руководящей работе, наличие высшей квалификационной категории и звания «Почетный работник народного образования РФ». Заявку отослал во второй половине февраля. Отправил с мыслью: «Ничего страшного, все равно ничего не будет» – и закрыл тему. Знал, что люди годами ждут таких приглашений, а куда уж нам, деревенским? И забыл. А 7 марта пришел ответ – мне предлагали стать директором (!) школы российской дипмиссии в Австралии.

Потом по некоторым причинам с Австралией не срослось, предложили Мадагаскар, тоже директором. Но с условием, что приехать мы должны вместе с женой: нужна была семейная пара педагогов на место прежнего директора с супругой, у которых закончился контракт. Моя жена Татьяна тоже учитель. Нас приняли на работу на год. До ноября-декабря мы должны будем не только адаптироваться, акклиматизироваться, но и проявить себя так, чтобы с нами заключили контракт на последующие три года.

В школе вместе с директором работает девять педагогов. Мне удалось дистанционно пообщаться с бывшим директором. Он был очень лаконичен в ответах на мои вопросы, но заверил, что адаптируемся мы быстро, условия для проживания достойные (полностью готовая однокомнатная квартира), коллектив хороший, слаженный.

Жить мы будем на территории дипмиссии, в закрытом пространстве, по аналогии с военной частью. Обещали, что два раза в неделю нас будут вывозить в город (школа и дипмиссия находятся в Антананариву – столице Мадагаскара).

Климат на Мадагаскаре не настолько жаркий, как в других африканских странах. Город расположен на высоте 1400 метров над уровнем моря, на возвышенности, зноя там не бывает. Средняя температура по году +25 градусов по Цельсию. Да, там всегда лето, нет таких резко континентальных перепадов, как у нас. К этому надо будет еще привыкнуть.

– Вы обмолвились о том, что к декабрю должны хорошо зарекомендовать себя. В чем предстоит себя проявить?

– Мы должны дать детям сотрудников российской дипломатической миссии основательные знания, чтобы они впоследствии смогли поступить в вузы. А уровень притязаний у них довольно высок, как правило, МГИМО. Я буду обучать детей двух консулов. Очень высокая планка. Наша школа девятилетняя. Среднее образование дети сотрудников посольства получают либо на родине, в России (их могут отправить к родственникам), либо в одной из русских средних общеобразовательных школ на африканском материке, в одной из ближайших к Мадагаскару стран. Ребята проходят учебную программу дистанционно, сдают экзамены. Но заниматься с ними будем мы. Это еще один важный момент для оценки нашей квалификации.

– Как восприняли известие о вашем отъезде коллеги из Столбовской школы?

– Сложно, на мой взгляд. Коллеги узнали довольно быстро. Коллектив молчал и ждал, что я буду делать. Они были встревожены и переживали. Мы вместе 19 лет, я их понимаю, сам очень переживал. К счастью, директором школы назначена Наталья Аржанникова, которая 18 лет отработала со мной заместителем директора по воспитательной работе. Думаю, она справится.

– О чем вы мечтаете, где хочется побывать, что увидеть на Мадагаскаре?

– Хочется, конечно, если будет возможность, похлюпать ногами в Индийском океане. Полюбоваться лемурами в их естественной среде обитания, посетить национальные парки, насладиться видами тропической природы. Думаю, что все там для нас будет в диковинку. Мы ведь дальше Горного Алтая не выезжали.

– И напоследок ваши пожелания коллегам с Алтая.

– Пройдя этот путь, хочу сказать сельским педагогам с большим стажем и достижениями, директорам школ: есть другие горизонты, пробуйте свои силы, такая возможность есть. Я счастлив, что на моем пути – учительском, депутатском, директорском – всегда встречались люди, которые мне либо помогали, либо, что немаловажно, не мешали. В одну реку дважды не вой­дешь. Скорее всего, я в свою родную Столбовскую школу в прежнем статусе уже не вернусь. Кто знает, как дальше будет. Обещаю вам, что буду держать вас в курсе!

Обещание свое Алексей Хоренко держит. Они с супругой улетели на Мадагаскар в конце августа. А на днях от Алексея Ивановича с электронной почты заграншколы пришла первая весточка: «Добрый вечер, Наталья Николаевна! Антананариву, территория посольства – красивейшее место на острове. У нас с Татьяной пока, как говорят на Мадагаскаре, все «мурэ, мурэ» (тихо, спокойно и уверенно). Понемногу адаптируемся. Здесь тепло, зелено! Коллектив школы – опытные, ответственные педагоги, за границей работают не впервые. Учащиеся очень трудолюбивые и дружные. Провожали девочку домой (истек срок командировки родителей) – на линейке многие девочки плакали. Супруга преподает русский язык и литературу в 5, 7 классах. Школа очень красивая. Кабинеты небольшие, но уютные. Месяц пролетел незаметно: утверждены рабочие программы, план работы на новый учебный год. Дважды в неделю можно выезжать с территории посольства в город: отдохнуть, посетить магазины. Для того чтобы увидеть лемуров, крокодилов, необходимы отдельные выезды. Времени пока на это не было. Буду по возможности на связи. С уважением, Алексей Иванович».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *