Почему премьера спектакля «Интуиция» в Барнауле прошла с аншлагом


Фото Олег БОГДАНОВ

Премьера спектакля «Интуиция» в краевом театре драмы прошла с аншлагом – насколько это позволяло 75-процентное ограничение на заполняемость зрительного зала.

Часть публики была привлечена именами популярного писателя Александра Цыпкина и народного артиста России Константина Хабенского (и призрачной возможностью увидеть последнего на барнаульской сцене). Но также очевидно, что получившийся спектакль зрителей в целом не разочаровал. Константин Хабенский на премьерных показах действительно вышел на сцену – в микроскопической роли, буквально на несколько секунд, и удостоился благодарных оваций.

Самые искренние выборы

Изначально «Интуиция» даже не пьеса, а интерактивный проект, состоящий из монологов людей, которые обнаружили, что умерли и попали на тот свет. По результатам этих растерянных исповедей, грустных и смешных, безымянный загробный стажер-новичок должен принять решение, какую из душ отправить на денек обратно на землю, предварительно стерев память о смерти, чтобы человек попытался исправить то, о чем больше всего сожалеет. Но штука в том, что проголосовать за своего кандидата могут и реальные зрители – на сайте tsypkin.com. Александр Цыпкин даже пошутил, что это «самые искренние выборы в нашей стране», а главная идея проекта, по его словам, состояла в том, чтобы выяснить, кому сегодня сочувствует российский зритель.

Константин Хабенский выступил в качестве художественного руководителя и, по словам причастных, уделил особое внимание проработке ролей с нашими артистами. Обязанности режиссера-постановщика взял на себя Данил Чащин, и нам до самой премьеры не верилось, что ему удастся перевести этот скорее литературный материал в сценическую форму, то есть собрать из тринадцати довольно пространных монологов полноценный спектакль.

Исповедуясь собаке

Если в тексте загробный мир не выглядел никак, то художник-постановщик Николай Симонов придумал некий кинотеатр под названием Peccatum (в переводе с латыни – «грех»), неоновую вывеску которого зрители видят зеркально перевернутой. В этот дощатый амфитеатр входят по одному наши 13 покойников, чтобы обнаружить там некое существо – Стажёра (молодой актер Артём Казаков), на месте которого каждый персонаж представляет кого-то своего, но большинство почему-то собаку. Ей и исповедуются. «Ну надо же, и здесь собаки!» – удивляется умерший Егор Матвеев (актер Евгений Бакуменко), чей последний день жизни был омрачен двумя автомобильными происшествиями и нечаянным убийством дворняги.

У Инструктора (Лена Кегелева), которая постепенно объясняет стажеру-новичку местные правила, насчет собак есть версия: мол, в жизни это единственные, кто нас пока еще слушает, вот мы и привыкли выговариваться перед ними, признаваться в сокровенном. Впрочем, Инструктор и сама с большим секретом, который раскроется в финале. А выглядит при этом как обычная тетенька – работница кинотеатра, которая после сеанса заходит в зал в синем рабочем халате и выметает из-под кресел билетики и попкорн. Она и тут протирает перила, а в свободную минуту вяжет шарфик. И при всем ироническом отношении к происходящему тайно сочувствует новым обитателям этого странного места.

15 бенефисов

Среди персонажей – девушка, умершая во время операции по увеличению груди (Анна Бекчанова) и 97-летняя старушка, пережившая мужа и дочь почти на четыре десятилетия (Надежда Царинина), вороватый сельский чиновник Килькин (Сергей Рассахань) и академик, мечтавший быть футболистом (Николай Мирошниченко), пожилая дама, чья болезнь Альцгеймера разрушила семью дочери (Галина Зорина), и почивший во время секса бизнесмен (Эдуард Тимошенко).

У души, может, и нет рта, но текста оказалось довольно много, и не всегда удачного. Непросто сочувствовать молодым персонажам, еще сложнее – двум женщинам, чьи монологи словно списаны из женского журнала для совсем уж непритязательных. Но там, где мерцает подлинная человеческая драма, актеры буквально вцепляются в нее – что Надежда Царинина, что Галина Зорина, что Константин Кольцов, над чьими монологами зрители украдкой всплакнули. Впрочем, с какого-то момента аплодисментами вознаграждали буквально каждый новый выход на сцену.

Константин Хабенский, который даже в дни премьеры продолжал работу над спектаклем, по итогам первых показов сказал: «На мой взгляд, история сложилась и вошла в сердца и души барнаульцев. Я бы хотел, чтобы спектакль был востребован здесь. И то, что сейчас со всей страны мои знакомые летят сюда на премьеру, прекрасно». В следующий раз «Интуицию» можно будет увидеть уже в сентябре.