Пора и прайсы менять

Пора и прайсы менять

Фото:
Сергей Бобылев /
Коммерсантъ

  |  купить фото

26.07.2018

Жители Сибири массово скупают новые автомобили: спрос на легковушки только в Новосибирске вырос на 25%. Причиной резкого всплеска продаж, по мнению экспертов, стала анонсированная крупнейшими концернами индексация цен на машины. За последние четыре года они выросли более чем на 50%. Впереди изменение ставки НДС и корректировка утилизационного сбора, которые могут в очередной раз подстегнуть рост стоимости автомобилей.


Становись в очередь


Продажи автомобилей в Новосибирске только за первые пять месяцев этого года, по оценке «Автостат», выросли на 25%. В целом же по России этот показатель немного ниже — 20%.

«Из-за активных продаж в предыдущие месяцы складские запасы существенно снизились во всей индустрии, что, хотя и временно, сказалось на росте. В целом первая половина 2018 года была успешной для российского автомобильного рынка, и имеются все причины верить, что позитивное развитие продолжится в ближайшие месяцы»,— полагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Чаще всего, по данным аналитического агентства «Автостат», в первом полугодии 2018-го в Новосибирске в салонах покупали отечественные машины под маркой Lada. Покупки продукции автоконцерна «АвтоВАЗ» в России выросли на 41,4%. «За счет этого роста Lada по первому полугодию отвоевала ровно 20% рынка России. Ранее — до двухтысячных годов, доля вазовской продукции превышала 70%, но в последние годы опускалась ниже 20%. Так что возврат к данному уровню можно считать успехом. Радует и то, что лидером в модельном ряду Lada стала Vesta. Машина относительно дорогая, вступившая в прямую конкуренцию с бюджетными иномарками»,— отмечает генеральный директор «Автостат» Сергей Целиков.

Вторая по популярности марка у новосибирцев — Hyundai, ее продажи увеличились на 11,5%. Замыкает тройку лидеров бренд Kia, показавший прирост на 65%.

Поднимите мне цены


Одним из главных факторов резкого роста спроса на автомобили эксперты считают предстоящее повышение цен, которое ожидается до конца года. Тем более что крупнейшие концерны не так давно уже переписали прайс-листы на новые автомобили. Таким образом, компании пытаются компенсировать апрельское падение курса рубля и рост себестоимости производства. Подтолкнуло к пересмотру стоимости и увеличение утилизационного сбора в России с 1 апреля этого года, когда ставки на самый востребованный сегмент машин с моторами 1-2 литров выросли на 90% (до 84 тыс. руб.).

В сложившихся условиях 18 компаний, представленных на автомобильном рынке России, в мае переписали ценники в сторону увеличения, в том числе представители премиального сегмента — Cadillac, Land Rover, Jaguar, а также среднеценового — Nissan, Toyota, Mitsubishi и Hyundai.

Спустя месяц — в июле— уже 22 компании изменили стоимость на ряд моделей. Однако в этот раз большинство брендов проиндексировали цены преимущественно на кроссоверы и внедорожники, сообщает «Автостат». Так, американский Chevrolet поднял цену кроссоверов Tahoe на 50 тыс. руб. и Niva — на 15–17 тыс. руб. Китайский Geely повысил цену на автомобиль Atlas на 20 тыс. руб., а еще один азиатский концерн — Lexus — обновил ценники сразу у нескольких своих кроссоверов, прибавив к ним 51–74 тыс. руб. Подорожали в среднем на 70 тыс. руб. и европейские тяжеловесы, в том числе французский Peugeot, чешская Skoda, немецкий BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen.

Всего за первое полугодие 2018-го легковые автомобили в России в среднем подорожали на 7,4%. С начала кризиса (с сентября 2014 года) стоимость автомобилей выросла на 59%.

«Вместе с тем цены на машины еще не выросли на столько, на сколько упал рубль по отношению к мировым валютам в 2014–2015 годах. Просто автопроизводителям нельзя это делать одномоментно, иначе продажи рухнут, поэтому они растягивают процесс»,— отметил эксперт аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов.

Несмотря на то что прайс-листы на автомобили этого года обновили практически все участники рынка, не исключено, что эти же компании перепишут цены в очередной раз во втором полугодии, считают представители отрасли.

«Безусловно, цены будут расти. Сейчас производители автомобилей в России работают с минимальной или даже нулевой маржинальностью, это продиктовано валютной курсовой разницей. Постепенно прайс-листы будут переписываться, а маржа, соответственно, расти. Это закономерный процесс»,— говорит генеральный директор «Автомир-Новосибирск» Дмитрий Канаев.

По мнению игроков рынка, на фоне инфляции, а также индекса роста потребительских цен машины по итогам года могут подорожать до 10–15% в зависимости от бренда и модели автомобиля.

«Несмотря на стабильность рубля, динамика цен не останавливается. Впереди изменение ставки НДС, дальнейшие корректировки утилизационного сбора и многое другое»,— говорит Сергей Целиков.

В том, что цены на автомобили будут расти и далее, уверен директор «Авилон» (официальный дилер Land Rover в Москве). «Это связано с увеличением ввозных пошлин и ставок утилизационного сбора, а также со стратегией импортеров начать покрывать убытки, связанные с бизнесом в России, которые они начали нести, начиная с 2015-го в связи с падением продаж и ростом курса валют»,— комментирует представитель отрасли.

Направили в автосалон


Наряду с ожиданием роста цен на взлет продаж автомобилей повлияли и другие факторы. «Основной драйвер роста рынка — отложенный спрос, который сформировался с начала кризиса. Люди откладывали покупку автомобиля „до лучших времен“, но постоянно откладывать не получится — машину все равно надо менять. В прошлом году этот процесс стал очевидным и еще продолжается»,— полагает Азат Тимерханов.

Подогрели продажи в том числе низкие потребительские ставки по автокредитованию. «Если посмотреть на продажи автомобилей в первом полугодии покомпонентно, то видно, что основной спрос, во-первых, пришелся на экономический класс, во-вторых, большинство автомобилей продано в кредит. Россияне спокойно берут займы в банках, поскольку длительный период экономической стабильности без внешних стрессов исключил беспокойство населения о собственных доходах и расходах»,— считает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.

К тому же ставки по автокредитам постепенно снижаются. «Сейчас минимальная ставка по кредиту — 8%, средняя по рынку — 12%. Еще в прошлом году потребители могли взять заем на покупку автомобиля под 18–20%. Это стимулирует покупателей, могу сказать по нашему бренду — Toyota, спрос за первое полугодие вырос как минимум на 10%»,— отметил Дмитрий Канаев. По оценке собеседника, большая часть автокредитов в Новосибирске приходится на кэптивные банки. В «Автомир-Новосибирск» доля выданных займов «Тойота банком» составляет 60% от общего объема, минимальная ставка — 8%.

Как сообщает пресс-служба KIA Motors Rus, каждый третий автомобиль концерна продается в кредит по программе KIA Finance. Это соответствует примерно 32% от общего объема продаж.

Представитель компании ООО «Азия-авто» (официальный дилер марки Lada в Сибири) Владимир Юргеневич отметил, что доля займов в кэптивном банке дилера растет, сегодня она составляет более 30% от общего объема сделок по покупке автомобилей в кредит. «Мы отмечаем рост продаж новых автомобилей в первом полугодии 2018-го на 15%. В качестве основных драйверов могу назвать низкие ставки по кредитам и программу trade-in, пользующуюся большим спросом в регионе»,— отметил собеседник.

По мнению экспертов, на росте продаж также сказалось появление новых интересных автомобилей в массовом сегменте. Так, сменили старое поколение на новое основные марки, полюбившиеся российским потребителям. В эту группу вошли такие бренды, как Kia с автомобилями Stinger и Sorento Prime, Volkswagen и его новинка Teramon, Mitsubishi с новым кроссовером Eclipse Cross, Skoda с моделью Kodiaq, Toyota с обновленной Camry, а также Lada с машиной Vesta Cross.

Автомобиль с субсидиями


По мнению Сергея Целикова, положительная динамика на автомобильном рынке обеспечена еще одним очень важным фактором — действием госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые были запущены правительством России с 1 января этого года. Субсидии были предоставлены определенным категориям заемщиков (многодетным семьям и тем, кто приобрел автомобиль впервые) скидки предоставлялись в размере 10% от стоимости транспорта.

По данным Минпромторга, за первые четыре месяца реализации программ на льготных условиях продано 85 940 автомобилей. «Таким образом, установленный на 2018 год целевой показатель в 80,6 тыс. автомобилей достигнут и программы успешно завершаются»,— отметили в ведомстве.

Сергей Канаев считает, что государственные программы действительно помогли отрасли выйти из кризиса. Основными брендами в Новосибирской области, попавшими под субсидирование, стали Lada, Kia, Hyundai, Nissan и в меньшей степени Toyota.

Будет ли действовать эта поддержка авторынка в следующем году, пока неясно. Однако, по мнению представителей отрасли, необходимость в том, чтобы субсидии продлили, остается, и в первую очередь это связано с теми негативными факторами, которые ожидают автоконцерны в будущем году.

«Дело в том, что в первом полугодии 2018-го темпы роста усилились за счет нескольких факторов. Это и отложенный спрос, сформировавшийся за время кризиса, и программы господдержки, которые действовали в первом квартале, и стабилизация российской экономики, и уменьшение ставок по автокредитам. Впрочем, против рынка продолжают играть снижение покупательской способности населения и непрекращающийся рост цен на автомобили. Поэтому во втором полугодии 2018 года отрицательные факторы могут усилиться и „притормозить“ рост рынка. Но в целом по нынешнему году ему вполне по силам выйти на +10% по отношению к 2017-му»,— говорит Азат Тимерханов.

В качестве негативных факторов, которые могут повлиять на спад продаж новых автомобилей, эксперты называют ожидаемое в связи с ростом стоимости новых машин повышение тарифов на КАСКО.

«Стоимость полиса автокаско рассчитывается в процентах от стоимости автомобиля. Поэтому чем больше стоимость автомобиля, тем выше цена страховки в рублях. Хотя сами тарифы практически не меняются и остаются на прежних уровнях: от 1,5% от цены авто и выше. Тариф также зависит от года выпуска машины, марки, возраста и стажа водителя»,— комментирует официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук.

Пробег из прошлого


Если рынок новых автомобилей в Новосибирске растет, то вторичный — практически не меняется. По данным «Автостат», за прошедшие пять месяцев этого года продажи машин с пробегом упали на 2,9%. Этот сегмент быстрее рос в прошлые годы, сегодня же все продажи находятся примерно на одном и том же уровне, говорят эксперты рынка.

По данным Авто.ру, в Новосибирске один из самых старых автопарков в стране: за год средний возраст машины вырос до 13,2 лет. Еще год назад самый возрастной парк был в Красноярске (13,1 года), в первом полугодии 2018-го этот показатель не изменился. Для сравнения: в Республике Татарстан, где самый молодой автопарк, средний возраст машин — 8 лет. Средняя цена машины в Новосибирской области на вторичном рынке составила 569 тыс. руб. В региональный топ марок по спросу на вторичном рынке входят Toyota (23,8%) и Lada (17,8%).


Пора и прайсы менять


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *