После Дня города почти весь барнаульский флот уйдет зимовать

После Дня города почти весь барнаульский флот уйдет зимовать
Фото Андрей КАСПРИШИН

С началом осени горячий сезон у компаний, занимающихся водными перевозками, подходит к концу. Последние в этом году круизы по Оби проводит организация «Барнаульский речной порт», готовясь отправить теплоходы на зимовку. Мы решили узнать, чем речники будут заниматься в ожидании лета, какие услуги предлагает фирма и почему ей пришлось менять место дислокации.

Случайных людей нет

В семье Александра Зайцева судоходством никто не занимался. Отец был начальником отдела труда и заработной платы лесозавода в Бобровке, мать – секретарь. Но мужчина все равно выбрал волны и штурвал и не расстается с любимым делом уже 49 лет. На вопрос, почему он решил связать свою судьбу с рекой, капитан теплохода «Москва 207» вспоминает, как еще в детстве любил плавать.

– Я сам родом из Бобровки, но в Барнауле бывал часто. Мороженое к нам в деревню не возили – холодильников не было, а сладостей хотелось. Привычным делом стало доплывать на судне до краевой столицы. Мороженку скушать и на трамвае покататься. Наверное, тогда я и полюбил реку, – рассказал он.

Почти всю жизнь опытный капитан посвятил речному порту. Он какое-то время работал диспетчером, но в конечном итоге понял, что с теплоходом ничего не сравнится.

– Вечерний маршрут я специально разработал, чтобы показать пассажирам красоту Барнаула. От причала отходим в 9 часов вечера, когда еще светло. А когда возвращаемся, город сияет сотнями огней. Зажигается подсветка на мосту, на домах, фонари горят. Красота неописуемая, – волнует воображение Зайцев.

Работает речник с 8 утра до 11 вечера. Такой долгий рабочий день его ничуть не смущает. Как говорят пилоты самолетов: «В небе живешь, а на земле доживаешь». С этим могут согласиться моряки, у которых жизнь проходит за штурвалом.

– Просто не представляю, что я буду делать, когда уйду на заслуженный отдых, – разводит руками мужчина. – Учить некого, в профессию почти никто не идет. Молодежи нет совсем, вся команда предпенсионного возраста. А бросить теплоход сил нет, как-никак почти полвека на нем провел.

Но один ученик у капитана все-таки есть. Это директор Барнаульского речного порта Александр Крук. Предприниматель в этом году прошел обучение, сдал тесты в Новосибирске и в следующем сезоне планирует встать за штурвал.

– Получается у командира неплохо, но реакция уже не та, – улыбается Зайцев. – Судно нужно чувствовать как свое тело, а если смолоду этим не заниматься, потом научиться трудно. В любой ситуации я принимаю решения не задумываясь, а неопытным теплоходчикам приходится много думать, что не всегда хорошо. Надо мгновенно определять скорость, когда сдать назад. Тормозов-то нет.

До следующего сезона у новоиспеченного капитана еще будет время потренироваться. Но в этом году такая возможность продлится недолго. После Дня города, который состоится 7 сентября, почти весь флот уйдет зимовать. Закончится этот отпуск только весной.

– Всю технику увозим с причала. Выстраиваем ее согласно правилам и оставляем под круглосуточной охраной, которой занимается наш экипаж, – пояснил Зайцев. – А весной обратно будем всё тянуть к речному вокзалу. Ждем только лета, чтобы поскорее возобновить перевозки. Наша команда даже лучше выглядит на работе: свежий воздух, положительные эмоции.

И транспорт, и досуг

А когда работа продолжается, то и народ идет. Пусть меньше, чем раньше, но идет. Сейчас многие пассажиры выбирают наземный транспорт. Цена особенно не отличается, а времени автобус отнимает меньше. Видимо, слишком спешат жители краевой столицы, предпочитая тесный салон просторной палубе.

– Если по земле определенное расстояние можно преодолеть за час, то по воде оно займет около 4 часов. Но у нас красивые виды, не душно – романтика, одним словом. Люди все равно есть, но хотелось бы увеличить их число, – подчеркнул Александр Крук.

Помогает в организации перевозок правительство региона, возмещая затраты за каждый билет. Дело в том, что себестоимость одной поездки исчисляется несколькими сотнями рублей, а продают билеты в разы дешевле. Разницу компенсирует краевой бюджет.

Есть и интересные предложения для желающих отдохнуть, а не просто переместиться из пункта А в пункт Б. Такая поездка обойдется немного дороже, но можно выбрать что-то подходящее для себя.

– Экскурсии проводим по Оби, у нас лекции читает кандидат исторических наук, – поделился руководитель. – Есть мысли организовать какие-то тематические рейсы. Музыкальные, например. Кто откажется под приятную музыку полюбоваться красотами Алтая? Уже есть предложения по сотрудничеству с санаторием, чтобы мы катали отдыхающих по волнам. Тут тебе и оздоровление, и досуг.

Также Александр Александрович обдумывает введение детских рейсов – с аниматорами или кукольным театром. До этого проводились гастрономические поездки, на которых дегустировали напитки и блюда, но они не пользовались большим успехом.

Еще одна важная деталь – безопасность. Множество требований и частые проверки – так можно охарактеризовать работу. А как иначе? Люди доверяют компании свои жизни.

– Мы понимаем, что работаем на опасном участке. Поэтому стараемся не подвергать опасности наших клиентов, – заявил Крук. – Ответственность большая, поэтому все капитаны проходят обучение, в экипаже собраны профессионалы, техника проверяется. Что положено – мы делаем, а порой даже больше.

Новая локация

Этот год стал в каком-то плане переломным для Барнаульского речного порта. Пришлось переместить свою базу на несколько метров от вокзала. Расстояние небольшое, но разница колоссальная. На старом участке за много лет обустроили причал, полностью выстроили работу.

– Там вид был хороший, замечательная площадка. И людям приятно, и нам, – сожалеет Александр Зайцев. Сейчас убрали кассу и зал ожидания, заменив их рестораном. Нам пришлось поставить ларек на улице для продажи билетов. А когда дождь, ожидающим отправления пассажирам даже негде спрятаться. Натягиваем брезент.

Это произошло из-за смены собственника здания, который не пожелал, чтобы под его окнами стояли пассажирские теплоходы. Удалось решить вопрос мирно, сотрудничество продолжается, но сейчас проход у речвокзала закрыт, а территория перед ним пустует. А это – лицо города. Гости краевой столицы увидят не красивый причал, а бетонные плиты и ларек.

– Мы от этого сильно не пострадали. Новый арендодатель выделил меньшую территорию, что снизило арендную плату. Жаль только посетителей, которые вынуждены терпеть такое положение дел, – подытожил Крук.

Следующий сезон порт проведет на этом же месте. Речники уже начали обживаться и привыкать к новым условиям. Сейчас все мысли руководства заняты подготовкой к зиме и поиском новых направлений. Будут это тематические детские круизы, экскурсии с лекциями или заплыв под живую музыку, а может, все вместе – об этом мы узнаем только в следующем году. Но нет сомнений, что пассажирские перевозки не прекратятся. Главное – попутный ветер и поменьше капризов погоды.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *