Самолёт, пролежавший в болоте 67 лет, пролетит над Новосибирском 9 мая


8 мая 2020 г.

Легендарный истребитель Великой Отечественной войным МиГ-3 взмоет в небо Новосибирска 9 мая. Корреспондент Горсайта побывал в СибНИА им. С. А. Чаплыгина и увидел тренировочный полёт восстановленной боевой машины.

МиГ-3, одномоторный одноместный высотный истребитель-перехватчик ПВО ВВС РККА (СССР) времен Великой Отечественной войны с размахом крыла более 10 м, самый красивый самолёт из истребителей того времени и самый быстрый: на высоте 7 тыс. км он развивал скорость 640 км/ч (наивысшая в мире скорость у серийных самолётов в то время). Немцы называли его Иваном. МиГ-3 стал первым советским истребителем, сбившим в 1941 году фашистский самолёт над СССР. Именно на таком самолёте один из лучших советских асов, Александр Иванович Покрышкин, одержал свою первую победу, сбив Bf-109e.

— МиГ-3 — это особенная машина, — с гордостью рассказывает Виктор Лушин, главный инженер Лаборатории реставрации раритетных самолётов. — Он самый скоростной. Но это высотный истребитель, и немцы быстро поняли его недостаток — не очень высокую скорость на средних высотах — и уводили его вниз, чтобы превосходить. А Покрышкин, который начинал свой боевой путь на этом типе истребителя, умел пользоваться преимуществом МиГа-3. Он нападал сверху и уходил наверх, на большие высоты…


Первый полет МиГа состоялся 29 октября 1940. Сегодня 80-летний истребитель после реставрации чувствует себя отлично.

Возрождённый МиГ-3 — итог кропотливой работы новосибирских авиареставраторов. Искореженный, израненный истребитель достали из болота. Он был сбит над Тверской областью 1 октября 1941 года, утонул в болоте и пролежал там 67 лет. Собирали истребитель из разных мелких останков, восстанавливали чертежи, изучали военную хронику и фотографии.
— Чертежи практически не сохранилось, — рассказывает Виктор Лушин. — Так как это были боевые машины, это все было секретно. Машина списана, следовательно, чертежи нужно уничтожить. На этот МиГ было всего с десяток чертежей, и то на прототип, И-200.

Чтобы поставить МиГ на крыло понадобилось три года. Важно было максимально сохранить и оригинальные части, и обеспечить безопасность летчиков. По количеству звёзд, сохранившихся на борту самолёта, видно, что истребитель успел уничтожить шесть фашистских самолетов.
Таких самолетов в мире всего три. Два из них находятся в России, все реставрировали в Новосибирске.
— Сегодня у нас порядка 70% работ — это работа с боевыми летательными аппаратами, — прокомментировал директор Сибниа им. Чаплыгина Владимир Евгеньевич Барсук. — Это модернизированные самолёты ТУ-160, это самолёты семейства Сухого, от СУ-27 до СУ-35. Мы занимаемся и новыми технологиями гражданского самолетостроения. Работой загружены на ближайшие 2-3 года и достаточно активно развиваемся и двигаемся.

За штурвалом лётчик-испытатель-инструктор 1 класса, директор Сибниа им. Чаплыгина Владимир Евгеньевич Барсук

— Для нас было очень важно, чтобы именно этот самолёт поучаствовал в юбилейном авиационном пролёте над городом Новосибирском 9 мая, — поделился мэр Новосибирска Анатолий Локоть. — Весь изюм в пролёте этой легендарной машины, составившей славу нашей авиации времен Великой Отечественной войны. Это своеобразный подарок-поздравление от СибНИА всем новосибирцам с Днём Победы. 

Елена Волжанкина