Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Сергей Соколов у ресторана «Соседи» напротив здания правительства Новосибирской области

Греческие философы и русские цари личным примером взращивали культуру городской прогулки. Достигая в ходе моционов и бесед внутренней гармонии, элиты прошлого проецировали её на местность. И эта местность преображалось в достойное элит культурное пространство. «Континент Сибирь» предполагает, что сегодняшние ответственные и влиятельные люди Новосибирска обладают не меньшей созидательной силой. Интервью с председателем Новосибирского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» и генеральным директором АО «Новосибирскхлебопродукт» Сергеем Соколовым открывает цикл бесед-прогулок по Новосибирску настоящего, которые позволят нам вспомнить о Новосибирске прошлого и понять, как гармонично выстроить Новосибирск будущего.

— Сергей Львович, как вы и предлагали, мы с вами встретились в «тихом центре» Новосибирска, на перекрёстке улиц Урицкого и Депутатской. Дальнейший выбор маршрута также за вами. Давайте прогуляемся по местам, которые вам нравятся, и поговорим о том, как они менялись с годами, как развивался Новосибирск. Об архитектуре нашего города, существующих и перспективных прогулочных зонах, состоянии дорог и тротуаров. Как вы на это смотрите?

— Очень хорошо, давайте так и поступим. Начнём нашу прогулку отсюда, а закончим  у здания обладминистрации, по адресу Красный проспект 18.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»ул. Депутатская

Обратите внимание на саму улицу Депутатскую! Очень любопытно сравнить этот рубеж веков, который мы наблюдаем здесь по сторонам дороги. Вот эти дома – Депутатская 15А и Урицкого 23 к 1 – построены не ранее первой половины XX века.

— Пленные немцы один из них строили.

— Да. А по другую сторону дороги от этих домов стеклянное и довольно неуклюжее современное здание, которое вряд ли простоит столько же, сколько эти два дома. В силу своего качества.

Ведь раньше как было? Любое строительство оценивалось по количеству освоенных средств. Чем больше – тем лучше. Тем лучше начальник. Как следствие – люди думали об эстетике архитектурного объекта, его долговечности. А сегодня хороший начальник – тот, кто больше сэкономил при строительстве. И это часто дурно отражается на качестве постройки.

Плюс вот это дурновкусие – воткнуть здание из стекла и бетона, обшитое пластиковыми панелями, в квартал зданий совершенно другого стиля, «сталинского ампира», например. В этом смысле мы сейчас как раз стоим в месте, являющим собой, к сожалению, типичный Новосибирск.

На мой взгляд, бизнес-центры современного футуристичного вида имеют право на жизнь. Но они должны быть сгруппированы в какой-то одной локации, а их строительство должно обусловливаться наличием соответствующей деловой активности. Я понимаю, когда строится Москва-сити. Это целый комплекс зданий. И там действительно кипит деловая жизнь. А вот у нас в Новосибирске нет такого количества встреч и сделок, сколько понастроено бизнес-центров. Да ещё и расположены они вкраплениями в совсем иную застройку. Там где удалось «урвать» участок.

— А у вас эта улица связана с какими-то личными воспоминаниями?

— Нет. Я всю жизнь жил на левом берегу. Но на левом берегу, в силу особенностей развития Правобережья и Левобережья Новосибирска, кроме площади Станиславского, наверное, нет такого места, которое интересно было бы посмотреть, и которое всем всё рассказало бы об истории нашего города. Поэтому мне всегда нравилось приезжать гулять в эти места. Здесь хоть и центр, но тихий.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»ул. Депутатская

Когда советское руководство продумывало здешнюю планировку, в этих местах селили руководство города, значимых людей. Тогда элита не отрывалась от народа в Сосновом бору. Там она, может быть, летом отдыхала. А в остальное время жила здесь. На улице Чаплыгина 57 до сих пор живёт Иван Иванович Индинок. При всех его заслугах и регалиях.

В таком подходе было сразу несколько смыслов. Весь центр обживался, окультуривался. До своих рабочих мест руководители ходили, прогуливались, потому что от дома им идти было совсем близко. Машины не гоняли. И меня всегда притягивало такое единство управления с «землёй».

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»
Как трансформировать развитие инновационной экономики в развитие территории?

— Как вы сюда добирались? Ведь до появления метро в городе с левого берега сюда ехать или отсюда на левый берег двигаться – это была целая история. Часа полтора дороги.

— До 1991 года от Юго-Западного жилмассива до старого автовокзала через Октябрьский мост ходил трамвай. Я на нём ездил. 45 минут дорога занимала.

Потом, когда начали считать пассажиропоток метро, выяснили, что его частично трамвай отбирает. И во время реконструкции Октябрьского моста трамвайные пути убрали, чтобы у метро было больше пассажиров. А маршрут был удобный, интересный.

Вообще, в особенности для Левобережья, где в некоторых местах нет нормальных дорог, трамваи очень актуальны.

— Сергей Львович, как эти места выглядели в 90-е?

— Не было вот этих аляповатых офисных высоток. Уюта было гораздо больше. Потому что, в том числе, не было такого похабного состояния дорог и тротуаров. Когда при всём том, что это город Новосибирск – столица своей области и самый крупный муниципалитет, здесь будто бы Мамай прошёл со всей своей ордой! Это можно было бы допустить на какой-то заводской территории. Но не в «тихом центре».

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Дорожное полотно ул. Депутатской

— Может быть это «музей дорожного строительства под открытым небом»? Специально оставили кусочек, в котором видны все слои – песок, галька, асфальт?

— Это было бы смешно, если бы не было так грустно… И если бы «музей» этот не расползся на весь город.

Но давайте вернёмся к позитивной повестке! Мне всегда нравился вот этот сквер у института водного транспорта (Сибирский государственный университет водного транспорта – «КС»), по которому мы сейчас идём. Или вон там, на Советской, есть музей связи «Ростелекома». Тоже интересное место.

Мне всегда нравилась связь. С точки зрения её метафизики. Она соединяла людей через расстояния. Фактически приглашала к диалогу. Когда Советский Союз строился, потребность в связи была ничуть не меньше, чем сейчас. И просто удивительно бывает читать, как наши предшественники закладывали тогдашние линии связи, телеграфные столбы, декадно-шаговые АТС. Для нас сегодняшних множество разнообразных каналов связи – это обыденность. Но если вдуматься, то эта сфера не чужда своей романтики, своей философии.

— А как вам само здание СГУВТа? Барельефы под крышей? На мой взгляд, оно смотрится весьма симпатично и напоминает собой какой-то петербургский дворец.

— Могу согласиться. В таких монументальных архитектурных решениях зашит глубокий государственнический смысл. Ведь в те года, когда была интенсивная навигация и связь с «северами», роль водного транспорта в Сибири была огромна. Везде были пароходства – томское, новосибирское.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»СГУВТ

По Оби баржи сновали раз в три минуты. И такое здание сразу утверждало важность речного транспорта и соответствующим образом влияло на готовящиеся здесь кадры. Или столь же величественное здание СГУПСа. Сразу показывает значимость железной дороги.

— Продолжая тему зданий, вы могли бы назвать пятёрку лучших на ваш взгляд зданий Новосибирска. Не с точки зрения какого-то политического или экономического смысла, а исключительно в силу того, что они радуют глаз своей архитектурой, дизайном, вызывают какие-то интересные ассоциации?

— Упомянутый ранее СГУПС мне нравится, «стоквартирный» дом, бывшее здание Совнархоза. Институт ФСБ, на углу Красного проспекта и улицы Писарева, который смотрится, как некое продолжение знаменитого здания на Лубянке в Москве. И ещё – здание правительства Новосибирской области. У меня есть его фотография после постройки, года примерно 1934-1935. И с Каменки мимо него через улицу гонят овец. Очень колоритно смотрелось!

Тем более что с обратной стороны дом-комбинат НКВД. Там, где сейчас кабинеты заместителей губернатора, в этом крыле на задах есть отдельна колонна лифтов старенькая. И там ещё недавно по историческим меркам была гостиница и общежитие. Закладывался образ жизни определённый.

Напротив – «дом с часами». Он тоже очень интересный. Ведь тому же Олегу Викторовичу есть что рассказать! Он накопал материала на целую музейную концепцию. И вообще здесь рядом, в большом квадрате, была настоящая концентрация власти и культуры города. Многие здания сохранились сейчас в первозданном облике только в формате постеров. Но горожане же их фотографировали, пытались сохранить хотя бы в таком виде. А значит, чувствовали культурную ценность этих построек.

— Как бы вы оценили дворик консерватории? На него раньше был хороший вид от кинотеатра «Победа».

— Если за скобки вынести все вот эти мешающие глазу строения, то он, конечно, смотрится очень выигрышно. Жаль, что сейчас он огорожен и все дорожки и «козьи тропы» идут мимо.

— Кстати, обратите внимание на старую городскую мостовую, которая видна из-за отсутствия части асфальтового покрытия. Прямо у начала дорожки, ведущей в консерваторский дворик. Вот так недоработки чиновников обнажают историю Новосибирска!

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Старая мостовая Новосибирска

— Да, я заметил! Интересно, что об этом скажут потомки? Как поймут культурный слой нынешней Новосибирской области?

— Сергей Львович, понятно, что это всё вкусовщина, но вам какой стиль в архитектуре больше импонирует? Сталинский ампир? Конструктивизм? Возле каких зданий Новосибирска гулять приятнее?

— Могу сказать только, что Новосибирск был построен в своё время в лесу. И его органика это всё-таки не стекло и металл. Вот возле зданий из стекла и металла мне точно гулять не нравится. А остальные стили, на мой взгляд, в наш город вписываются вполне органично.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»
«Значимость Музея конструктивизма в Новосибирске очевидна, но почему-то не находит отклика у тех, кто мог бы помочь в её реализации»

— Мы в нашем движении совершенно случайно оказались возле одного из культурно-исторических объектов, которые украшают город – аллеи связистов имени Никулина. Созданной в память о первом гендиректоре «Сибирьтелекома». Вам она нравится?

— Да, нравится. Я уже говорил сегодня о связи. И этот парк напоминает нам о трудовом подвиге связистов. Думаю, даже стоит развить эту мысль, это направление.

Такой по смыслу сквер хорошо бы сделать в память о транспортниках, о тех, кто прокладывал дороги и налаживал транспортное сообщение там, где их никогда не было, в память о труде селян. Ведь у нас в области в сельской местности почти миллион человек проживает. И их трудовой подвиг достоин увековечивания в городской среде. И не где-то на окраине, а в центре города, в локации с хорошим трафиком. Ведь и городские жители должны знать, что хлеб не на деревьях растёт.

Мне кажется, что муниципалитет у нас должен позаботиться об этом. Создать некий «новосибирский Арбат», где будут вот такие отраслевые скверики. Например, в Томске примерно так делают – чтобы сохранить исторические здания, их переносят поближе друг к другу, группируют по смыслу, создавая кварталы исторической застройки. Сегодня это вполне доступно, есть соответствующие технологии.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Сквер связистов

Или вспомним Иркутск. Там очень интересная локация создана – «130 квартал». Тоже со всего города в одно место собрали исторические здания. Получилась довольно большая зона, где несколько десятков памятников архитектуры соседствуют друг с другом.

И что интересно, под этот квартал сумели выделить место именно на юге исторического центра города, а не где-нибудь на окраине. Потому что его идея позволяет окупать содержание – помимо музейной части там есть и бизнесовая – офисы, гостиница. Если это могут сделать в Иркутске и Томске, то уж Новосибирску и подавно следовало бы являть схожий пример.

— Вспомнил ещё один «отраслевой» сквер. Железнодорожники внесли свой вклад в городскую среду, оформив парк «Городское начало». Памятник первому новосибирскому мосту, памятник императору Александру III. А вот аграрии, получается, действительно не проявили креатива?

— Почему же? В районах области такой креатив встречается. Например, в Кочковском и Доволенском районах я такое видел. Но мы же совсем иной формат обсуждаем – сквер в областном центре. Его явно должна организовывать не сельская администрация, а мэрия Новосибирска или даже областное правительство.

Всё-таки один из наших национальных, русских символов – это хлеб. И труд аграриев региона хорошо бы отметить в какой-то локации Новосибирска. В месте с хорошим трафиком. Например, можно было бы «прокачивать» дальше Михайловскую набережную. Если это будет концептуальное место, которое занимает небольшую площадь, то где-нибудь в продлении набережной его вполне можно вписать в ландшафт.

— Вот, кстати, на выходе из такого замечательного сквера на улицу Советскую опять огромная лужа! Как вам она? Глубина тут, наверное, сантиметров пятнадцать?

— Да я бы сказал, все тридцать, если от края асфальтового покрытия мерить…

— А площадь какая у этого «водоёма»! Можно сказать, его уже пора использовать в народном хозяйстве. Начать рыбу разводить… Вот, где бы прогуляться мэру.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Лужа у памятника Глинке

— Продолжая шутку – можно сделать картонную фигуру мэра с линейкой и померить ею, сколько здесь до дна – по щиколотку или по колено.

Ну а если серьёзно, такое безобразное состояние дорог и тротуаров весь вид портит. Если бы мы с этой стороны в сквер связистов заходили, я бы, наверное, прошёл мимо. Из-за этой лужи.

Я понимаю и правду мэра в плане бюджетных ограничений. Но уж хотя бы центр города можно было бы содержать в порядке. Понятно, что весь город одновременно к идеалу не привести. Но я считаю, что хотя бы «тихий центр» можно всегда держать в образцовом порядке и предъявлять горожанам и гостям, как «визитную карточку» Новосибирска. Тем более что именно в этом районе и правительство региона находится, и сама мэрия.

— Сергей Львович, в публикации, ставшей поводом к нашему интервью в формате прогулки, высказывалась мысль о том, что лучший променад – это прогулка по некоему кольцеобразному, замкнутому маршруту. Так гулял знаменитый философ Аристотель. Так гуляли русские цари. В Новосибирске есть такие маршруты? Достаточно ли их? Насколько они продуманы и удобны для моционов? Как вы считаете?

— Я знаю, что музей Новосибирска разработал ряд пеших маршрутов по центру города. Возможно, они как раз замкнутые. По крайней мере, Елена Михайловна Щукина иногда приглашает меня прогуляться по ним. Пока я лично в экскурсиях по этим маршрутам участия не принимал, так что не мог оценить удобство прогулки по ним и не знаю, насколько их много. Но это было бы интересно! Маршруты музея привязаны к памятникам архитектуры, достопримечательностям, историческим личностям. Я собираюсь сходить.

Мы с музеем Новосибирска сотрудничаем. Расскажу немного об этом. В 2021 году исполнилось 10 лет следственному комитету. И я, как член его общественного совета, взял на себя заинтересовавшую меня задачу по организации «Музея истории следствия Новосибирской области». Мы его создали вместе с музеем Новосибирска. Делали изыскания – где в городе жил первый следователь, кем он был. На улице Чаплыгина были и его жилище, и контора. Ещё дореволюционные.

А вообще, когда мы погрузились в изучение древних актов, то обнаружили, что первое судебное дело на территории современной Новосибирской области было рассмотрено в 1706 году. Был осуждён томский воевода за контрабандную торговлю с Манчжурией.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Дом купца Крюкова

Но давайте вернёмся к основной нашей теме. Вот это здание, на пересечении Советской и Максима Горького, в котором расположен ресторан «La Maison», тоже всегда меня привлекало.

— Это же был некогда купеческий особняк? Дом Крюкова? Кладка кирпичная выглядит очень качественной. Думаю, такой дом лет триста ещё простоит при должном уходе.

— Да, заметьте, что в начале своей истории и Новосибирск и Новосибирская область славились своими деловыми людьми. Они были прогрессорами. Двигателями общественной жизни. И школы строили, и богоугодные заведения, и вот такие красивые жилые дома. Которые некогда были национализированы и сегодня являются частью областного имущества, памятниками архитектуры.

— Интересно, есть ли потомки у этого Крюкова?

— Я думаю есть. Вопрос, есть ли у них права на этот дом? Может быть, и востребуют когда-нибудь.

— А как вам соседнее здание? Здесь располагался «Сибирский гуманитарный институт». Оно же было построено в девяностые годы. Но в какой-то попытке выдержать стилевое единство. Как вы считаете?

— Согласен. Здесь весьма похвальна ответственность инвестора, застройщика. Потому что в те годы его вряд ли кто-то сильно понуждал выравнивать архитектурный стиль с купеческим домом. Но человек, видимо, обладал вкусом и исторической памятью.

Вот посмотрите на здание через дорогу – опять какая-то башня, обшитая пластиковыми панелями. Которая ни с этими двумя объектами не сочетается по стилю, ни с вот тем домом, к которому пристроена вплотную.

— Где вывеска «Банк Акцепт»?

— Да, а вот с нашей стороны улицы дом Крюкова и это здание института прямо гармонично сошлись. Дворик такой уютный получился. И главное, что второе из зданий не советская власть уже строила, а бизнес. Бизнес, видящий свою ответственность перед будущими поколениями.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Дом купца Крюкова и бывший «Сибирский гуманитарный институт»

— Вы уже немного затронули тему того, в чём на ваш взгляд Новосибирск нуждается в плане модификации городской среды. Сквер аграриев с первыми советскими тракторами и сельхозтехникой – это отличная идея. А что ещё вам видится, так скажем, в «Новосибирске будущего»?

— На мой взгляд, учитывая социальную активность горожан, напрашивается идея «Новосибирского Гайд-парка». У нас нет клапана, который постоянно бы стравливал пар из котла общественного недовольства. При изменении тарифов на ЖКХ или других подобных моментах. Потому что людям надо высказываться. И нужно тренироваться и уметь делать это культурно.

Поэтому, если бы в Новосибирске появилась некая площадка, подобная лондонскому Гайд-парку, куда человек мог бы приходить выражать своё мнение и отношение к жизни, это было бы благотворно для города. Я даже не говорю только о негативе. Можно ведь и стихи вслух читать. И высказывать какие-то профессиональные суждения. Или приходить в поддержку действий власти, как это было на площадке перед ГПНТБ во время присоединения Крыма к России.

И хорошо бы, чтобы таким местом был именно парк. Чтобы улицы и площади толпами не перекрывать. Да и приятнее в парке собираться. У нас же город во многом высокоинтеллектуальный. И Академгородок здесь. И множество учебных заведений. Так что такой парк послужил бы культурному росту новосибирцев. Опять же, властям любого уровня гораздо проще было бы мониторить настроения горожан, если бы все пикеты, собрания и выступления приходились бы на единое, всем известнее место.

— А где вы видите эту площадку?

— Например, в Нарымском сквере, как символ того, что горожане некогда отстояли от застройки эту дорогую им зелёную зону.

— Давайте отойдём с дороги, вон как несутся электросамокатчики! Вот, кстати, весьма актуальная для города проблема – цивилизовать пользователей электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности. Как это сделать, есть у вас понимание?

— Модерация, безусловно, здесь должна быть. Но, наверное, вот этот момент как раз весьма показателен. Технологии развиваются. С учётом этих технологий бизнес предлагает  новые сервисы. Тот же прокат электросамокатов. И город должен иметь резервные территории, чтобы адекватно отвечать на потребности бизнеса в предоставлении проката чего-либо и потребности горожан в пользовании такими услугами.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Электросамокаты в «тихом центре»

— Можете уточнить вашу мысль? Вы имеете в виду определённые маршруты, где будут выделенные части тротуара наподобие велодорожек и обозначенные особыми знаками их пересечения с автодорогами? Так это должно быть организовано? Или же как отдельные зоны, вроде тех же парков, внутри которых кататься можно, но за границы которых выезжать нельзя?

— Думаю, здесь нужно реально смотреть на вещи и отталкиваться от бюджета города. А он позволить себе выделение велодорожек и такую маршрутизацию не может. Но точно может себе позволить создание отдельных зон, общественных пространств для катания, на границе которых самокат нужно будет оставлять и дальше идти пешком. Хотя бы с этого нужно начать, чтобы упорядочить процесс такого проката. Тем более люди могут накататься, и тогда сегодняшний высокий спрос на электросамокаты упадёт. Куда в этом случае деть выделенные маршруты и велодорожки?

За вариант с зонами для катания уже и статистика по травматизму говорит. Ведь не только пешеходов сбивают электросамокатчики, но и сами часто вылетают под колёса автомобилей. Мне не хотелось бы стать причиной чьей-то гибели на дороге и встать под «меч Фемиды» из-за того, что у нас городом не решены хозяйственные вопросы. И никому из водителей. А со скоростью и незаметностью электросамокатов успеть среагировать на их появление на дороге практически невозможно.

Хотя, в порядке этакой футуристической картины, можно рассмотреть опыт Нью-Йорка. Там есть уже не только велодорожки на улицах, но и специальные дорожки для владельцев гаджетов. Где убраны с дороги любые препятствия, чтобы смотрящие в экран люди ни обо что не бились.

— Сергей Львович, вот ещё один пример проходим показательный – перекрёсток Советской и Коммунистической. Даже исходя из названия улиц мэру-коммунисту стоило бы здесь почаще бывать. А вот посмотрите на тротуар. На эти горы грунта, строительного мусора! Ничего даже не огорожено.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Строительный мусор у дома Советская, 7

— Да, вот мы только что про электросамокаты говорили. А у нас же сегодня не то, что на самокате прокатиться сложно по такому изломанному трещинами, изрытому ямами тротуару. Даже людям с ограниченными возможностями на инвалидной коляске тут как проехать? Тоже, кстати, налогоплательщикам, на каковых муниципалитет должен ориентироваться, как на источник своей власти.

— Ещё один актуальный вопрос – судьба Военного городка №17 в Новосибирске. Мэрия на него имеет свои планы. Егор Холмогоров, когда приезжал в Новосибирск с лекцией об архитектуре, высказал идею о необходимости построения на той площадке «новосибирского кремля». Кто-то ещё предлагал там «новосибирский Арбат» сделать. Мегапешеходную зону. Что вы скажете по этой площадке?

— Площадка замечательная, масштабная. Можно сказать даже «лакомая» с учётом того, как растёт и развивается город. Октябрьский район же сегодня один из самых передовых по вводу в эксплуатацию нового жилья, по строительству. Поэтому понятно желание девелоперов туда зайти. И их попытки склонить на свою сторону мнение властей и общества через известные рассказы о том, что строительная отрасль – это мультипликатор развития десятков других отраслей экономики.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»
Город для людей – значит город для пешеходов, не только для машин

Но я всё же думаю, что в Военном городке нужно развивать комплекс «Россия – моя история», который там есть. Сделать его продолжение.

У нас, к сожалению, абсолютно забыт проект «Музея Покрышкина», который всё к саду Кирова примеряли. Трижды Герой Советского Союза, маршал авиации, великий уроженец Новосибирска. Уже 10-15 лет разговоры о музее идут, а музея нет. И это притом, что даже на федеральном уровне в минкульте уже давали понять, что средства готовы выделить на условиях софинансирования. Вот такой музей можно было бы в Военном городке разместить. И другие подобные проекты.

Сделать музейный комплекс. А лучше симбиоз музейного комплекса с какой-то бизнес составляющей, которая его будет содержать. Но в таких же исторических зданиях, в той же стилистике. Подобно 130 кварталу в Иркутске, который я уже упоминал.

— А что вы думаете о нашей Михайловской набережной?

— Она очень красивая, но короткая. Если брать для сравнения протяжённость набережной в Омске, то Новосибирск достоин продления набережной. Или организации ещё одного её участка где-нибудь в районе «Локомотива» в Заельцовском парке. И ещё, как вариант, в районе строящегося ЛДС на левом берегу Оби хорошо бы сделать набережную. У жителей Левобережья облагороженных мест массового пребывания, рекреации, пока очень мало.

— Приближаемся к зданию со множеством табличек. Легендарному бывшему штабу власти на Красном проспекте 5.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Красный проспект, 5

— Да, здесь Цыплаков, Горячев, Кулагин, Филатов работали. Люди очень часто с абсолютно пролетарским или сельским происхождением. Скажем так, организаторы производства. Не академики.

В чём была сила закваски этих людей? Кадровый лифт советской власти тогда шагал на двух ногах – давали хозяйственную задачу, справился, давали политическую. Если опять справился, давали ещё более сложную хозяйственную задачу. Благодаря этому, снизу вверх шагали практики. Сейчас в «лидеры России» попадают, когда тест правильно написали. А тогда тестом были настоящие хозяйственные задачи. И лидеры были настоящие.

Когда сегодня пеняют власти на дефицит средств, хочется вспомнить, что такой дефицит был всегда. Но советские лидеры почему-то умели его обходить. И решать масштабные задачи. Тот же Новосибирский зоопарк в конце 80-х годов строился в условиях дефицита средств. Хозспособом. Когда один завод попросили заборы изготовить, другой – что-то ещё. И был построен такой замечательный объёкт. Хотя денег не хватало.

Сейчас я вижу вообще очень такой напряжённый момент, когда нужно удерживать ситуацию, так как вперёд шагает цифровизация, нужно реализовывать нацпроекты, а у нас пока «хватает» консервативных руководителей и «практикантов». И нет нужного объёма управленцев с частично советской закваской, способных на личное человеческое отношение, на глубокое понимание порученного дела и радение за него с душой, но вместе с тем, могущих переварить в голове терабайты поступающей к нам, сегодняшним, информации.

— Переходим дорогу к областной администрации и видим «Бэтмен» на Коммунистической 50. Это по-прежнему самое высокое здание в городе?

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Смотрим на «Бэтмен»

— Да, гостиница «Новосибирск» 74 метра, а этот дом, по-моему, больше 80.

— И как он вам? Когда-то было «топовое» здание города.

— Никак. Это здание было «топовым», когда все пили кока-колу, жевали жвачку, а в «McDonald’s» стояла очередь. А сегодня это уже видится ущербным. Качество жизни в таких домах ниже плинтуса.

— Что же с ними делать теперь?

— Ну не сносить же! Воспринимать, как исторический курьёз.

— Сергей Львович, а сейчас, на ваш взгляд, возможно хозспособом или каким-то иным методом привести в порядок наши дороги и тротуары? Или действительно, как говорит мэр, проблема в деньгах и только в деньгах.

— Бывает, и без денег делают, и с деньгами не делают. Вот, как пример, мы подходим к улице Серебренниковской. Вот эту брусчатку Виктор Косоуров в своё время здесь как организовал? Она же была коммерческая. «Сибстальконструкцию», «Синар» и другие размещавшиеся здесь компании он позвал к какой-то полукруглой дате города, если я правильно помню, и убедил территорию облагородить.

Вот и получается, что денег не хватало у города, а брусчатку сделали. Виктор Косоуров не грозил никому, а действовал «мягкой силой». Убеждал. Где-то же возникает такой дуэт между властью и бизнесом. В хорошем смысле.

А у нас мэрия «буксует» даже на зимней уборке снега. Даже не может, через свои административно-технические инспекции организовать уборку бизнесменами территорий у входов в их офисы. Потому что для этого должен быть диалог.

— Вот и к архиву областному подошли…

— Да. Давайте здесь и закончим. На «перекрёстке времён», так сказать.

Сергей Соколов: «В начале своей истории Новосибирск славился деловыми людьми»Архив Новосибирской области

— Последний вопрос – кому вы бы передали эстафету в нашей серии бесед об архитектуре Новосибирска, управлении мегаполисом и модернизации городской среды? С кем сделать следующее интервью в движении?

— Лично мне бы хотелось почитать ваше интервью с губернатором в формате такой прогулки. Попробуйте ему предложить!

Кто бы ещё мог поучаствовать? Из предпринимателей Александр Ладан, например.  Очень глубокий человек, который всегда по-доброму отзывается о Новосибирске. Главный инфекционист Новосибирской области Лариса Позднякова, как мне кажется, могла бы под интересным углом представить наш город. Она очень отзывчива, очень человечна. И сейчас просто перегружена всей этой коронавирусной тематикой. Может быть, как раз захочет отвлечься и прогуляться.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через наши группы в Facebook и ВКонтакте Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.