Школьный учитель спас наследие художника Михаила Иванова

Школьный учитель спас наследие художника Михаила Иванова
Фото Олег БОГДАНОВ

Случайная находка вернула из небытия имя талантливого, но малоизвестного художника Михаила Иванова. Школьный учитель спас его наследие, выброшенное на помойку. Теперь картины, этюды, зарисовки вместе с уцелевшими документами представлены в экспозиции «С любовью к людям» в музее барнаульской школы №53.

Из небытия

«Младший лейтенант Иванов после тяжелого ранения признан годным к нестроевой службе в учреждениях войскового тыла и направляется на излечение в госпиталь города Абакана» – гласит свидетельство, датированное 1942 годом. От 1933-го – справка государственного Русского музея Ленинграда о покупке картин выпускника художественной академии Михаила Иванова.

Удивительно спасенные работы автора, написанные в 30-е и 40-е годы прошлого века. В них – свет, солнце, надежда. Без тяжких ассоциаций, политики, портретов Сталина. Со стен смотрят живые лица, в глазах – ни тени страха. Милый малыш, списанный с сына художника Юры, простецкий седо-
власый дед, смеющийся лыжник, провалившийся по пояс в сугроб…

История обретения Барнаулом этих шедевров почти невероятная. Преподаватель технологии школы № 53, заведующий школьным музеем Олег Рыжиков отправился в гараж на улице Ползунова – надо было поменять резину своей «ласточке». Переходя дорогу на углу Радищева и Гоголя по правилу «посмотрел налево – посмотрел направо», тренированным взглядом исследователя приметил увесистый ящик, выброшенный кем-то на свалку.

– Любопытство человека музейного взяло верх, я забрал находку с собой. А открыв ее в гараже, ахнул, глазам своим не поверил, – рассказывает Олег Сергеевич. – Там были рисунки, портреты, документы, в том числе наградные, к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Порой нахожу раритеты именно на свалках – кожаные портупеи, старинные крынки, обмундирование времен войны, фарфоровые статуэтки, учебники прошлого века. Но такого, чтобы выбросили чье-то творческое наследие, на моей памяти еще не было. О художнике Михаиле Иванове я ничего не знал и даже думал поначалу, что он – родня известной династии художников Ивановых. Поэтому первым делом связался с искусствоведами.

«Впервые я увидела эти работы, когда они еще не были оформлены в экспозицию – и пришла в восторг. Типичная академическая живопись, хороший крепкий профессиональный рисунок» – так отозвалась о коллекции, получившей в Барнауле вторую жизнь, член Союза художников и заслуженный работник культуры России Любовь Шамина.

Мастер и Маргарита

Михаил Иванов родом из Ленинграда, жил и женился в Омске. Так каким же образом его след отыскался в Барнауле? Любовь Николаевна подсказала, где найти ответ. На наше счастье, в краевой столице живет известная художница Ирина Озолина, вдова поэта Вильяма Озолина. Ее свекровь Дебора Гонт была лучшей подругой жены Михаила Иванова, Маргариты Ободовской.

Дебора Ароновна и Михаил Алексеевич вместе работали художниками в Омском медицинском институте: в доцифровую эпоху быстрее и проще было делать профессиональные зарисовки фрагментов операций и лекционного материала, чем снимать на пленку.

Творческие семьи дружили, Ирина Павловна лично знала Маргариту Алексеевну и даже хранила у себя две работы Иванова – «Ненастье» и «Прииртышье. Она-то и рассказала подробности жизни талантливого, но незаслуженно забытого живописца.

Михаил Иванов – участник боев под Москвой, где получил тяжелое ранение ноги и позвоночника. После демобилизации всю отпущенную ему короткую жизнь ходил плохо, тяжело. И он, и его Маргарита – дети от первых браков своих родителей, оба сбежали из Ленинграда и приехали в Омск. Здесь поженились и в доме в Газетном переулке родили своего первенца.

В среде друзей и близких он слыл великолепным рассказчиком, человеком небывалой эрудиции, остроумным, обаятельным, легко завоевывающим внимание прекрасного пола.

– Да, в него влюблялись самые красивые студентки мединститута, – рассказывает Ирина Озолина. – Могли часами сидеть у него в мастерской, болтать, смотреть, как он работает. Но Маргарита не ревновала, считала ревность неконструктивным чувством. Я любовалась его женой. Не красавица в полном смысле слова, но высокая, статная, образованная по-особому, по-ленинградски. И вся светилась, едва начинала говорить о муже, даже тогда, когда его уже не было в живых. Я не видела его при жизни, а когда мне показали его фото – удивилась. С карточки смотрел… ну совершенно некрасивый человек. Когда я сказала об этом Деборе Ароновне, она ответила: «Господь с вами, Ира, он ведь такой обаятельный». Не «разглядел» фотоаппарат внутренней красоты человека.

Не нужное – выбросить?

9 мая 1957 года в возрасте пятидесяти лет художник, выживший на войне, был убит. Пошел провожать засидевшегося в гостях друга, и у калитки собственного дома случайно попал под шальную пулю во время перестрелки, когда милиция преследовала преступника.

Его сын, Юрий Михайлович Иванов, приехавший после окончания института работать в Барнаул, человек на Алтае известный. Он – «Почетный дорожник России», долгие годы входил в топ руководителей «Алтайавтодора».

Маму Юрий забрал к себе, в Барнаул. Ирина Озолина помнит, как в 1980 году была приглашена с мужем на семидесятилетие Маргариты Алексеевны:

– Когда вошли в квартиру, были неприятно удивлены. Мы мечтали увидеть и другие работы, кроме тех двух, что украшали наш дом, но ни одной картины Михаила на стенах не увидели. У Юры и его жены подрастали двое сыновей, сейчас им уже за пятьдесят. Когда работы Михаила обнаружились на свалке, мы с Олегом Рыжиковым и Любовью Шаминой стали разыскивать Юрия, зная, что все это он хранил у себя дома. Позвонили в «Алтайавтодор» и узнали, что он умер в декабре 
2016–го… Наследие художника оказалось никому не нужным…

Нередко бывает, что не хранят потомки неординарных личностей отчие и дедовские библиотеки, собрания, коллекции. Почему? Есть ответ и на этот вопрос у Ирины Озолиной: «Художники много ездят, любуются миром, видят красивое, а надо видеть еще и своих детей». Уверена женщина, которая 56 лет работает с ребятишками, одаренными, обычными и «трудными». К слову, Ирина Озолина ведет единственную в краевой столице благотворительную студию ИЗО, бесплатно обучает мальчиков и девочек рисунку и живописи.

Ничего не происходит случайно. И доказательство тому тот факт, что Олег Рыжиков оказался рядом со свалкой, на которой едва не убили во второй раз Мастера.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *