Создать точку притяжения

Создать точку притяжения

Самый масштабный, по мнению экспертов отрасли, и пока единственный реализованный в сибирском регионе инвестиционный проект в сфере туризма — горнолыжный курорт «Манжерок» — может войти число лучших российских туристических объектов

Внутренний туризм — это один из мультипликаторов, оказывающих существенное влияние на динамику развития территории с туристическим потенциалом. Спрос на качественные и разнообразные услуги, сформировавшийся в «домашнем» регионе туриста, становится стимулом развития для малого бизнеса на рекреационных 

территориях. При этом местные предприниматели получают хорошие шансы роста, организуя полноценное обслуживание туристического потока.

На этой особенности инвестиций в туристические объекты и их рекреацион­ную инфраструктуру особо заострил внимание председатель правления Сбербанка Герман Греф, открывая новый подъемник на всесезонном курорте «Манжерок» в Республике Алтай. «Туризм — самая мультипликативная отрасль для создания рабочих мест и развития малого бизнеса. Сегодня мы уже проинвестировали 1,4 миллиарда рублей — как в саму канатную дорогу, так и в окружающую инфраструктуру», — заявил глава Сбербанка. По его словам, запуск подъемника и дальнейшее развитие инфраструктуры позволят кратно увеличить ежегодный туристический поток на курорт — от 220 тысяч посетителей в настоящее время до 800 тысяч через три года.

«Мы поднимались на вершину горы Малая Синюха не более восьми минут — это быстро, комфортно, тепло и безопасно», — поделился Герман Греф впечатлениями от первого подъема. Он отметил, что сегодня возможности подъемника в несколько раз превышают потребности в пропускной способности курорта: его потенциал обслуживания — 2 400 человек за час, и это в несколько раз больше существующей максимальной пиковой нагрузки. Таким образом, новый подъемник закрывает как все текущие нужды курорта «Манжерок», так и его перспективные потребности.

Сооружение и запуск современного подъемника гондольного типа — это только первый этап инвестиционного проекта Сбербанка. В последующем планируется строительство большого ресторана и гостиничного комплекса с оригинальным архитектурным решением — на едином бетонном пандусе разместится как сама гостиница, так и сопутствующие объекты. Необходимые для этого инвестиции ориентировочно оцениваются суммой в 1,5 миллиарда рублей.

Создать точку притяжения

Глава Республики Алтай Олег Хорохордин, также присутствовавший на открытии нового подъемника, отметил большую значимость инвестиционных вложений Сбербанка для всего региона. Он назвал «существенным и постоянно возрастающим» вклад всесезонного курорта «Манжерок» в общий туристический поток Республики Алтай. «Манжерок» — это круглогодичное туристическое место, и благодаря его развитию республика сможет опережающими темпами развивать зимний туризм, с чем у нас пока что проблема», — поделился Олег Хорохордин своими надеждами. Говоря о привлекательности горных спусков Малой Синюхи, глава региона рассказал о собственном опыте спуска на маунтин-байке, отметив наличие всех четырех категорий сложности. «И горнолыжные трассы будут на любой вкус — от «зеленых» до «черных», — добавил он.

Отдельно стоит отметить то, что в реализации проекта концентрировались не только на бизнес-целях и результатах. Важная особенность реализации проекта — принципы доступной среды, реализованные во всех объектах и элементах туристического комплекса. Как рассказал Герман Греф, курорт «Манжерок» будет максимально открыт для людей с ограниченными возможностями. Уже сейчас в зимний период для детей с ДЦП и синдромом Дауна работает инклюзивная школа со специальным оборудованием, которая, по словам главы Сбербанка, показывает очень хорошие результаты в реабилитации.

Еще одна важная особенность комплекса в том, что проектирование и строительство на курорте «Манжерок» ведется на основе имплементации традиционных алтайских элементов архитектуры с максимальным сохранением местной уникальной природы. «Люди приезжают сюда не просто отдохнуть, но почувствовать, что такое Горный Алтай, узнать — кто такие алтайцы, в чем состоит их культура», — объясняет такой подход президент банка.

В целом же стратегия развития курорта, представленная Сбербанком, повторяет ключевую стратегию самого банка — построение экосистемы, в основе которой стоит клиентоориентированный подход. «Мы понимаем портрет своего клиента: это молодая семья с двумя детьми, где возраст родителей не старше 30 лет, — под него мы и будем строить всю инфраструктуру, — рассказал Герман Греф. — Наша банковская экосистема — цифровая среда. Но клиенты этой цифровой экосистемы будут иметь привилегии в пользовании объектами физической инфраструктуры — в частности, создаваемой на курорте «Манжерок».

Гора возможностей для малого бизнеса

«Главное будет даже не в самом комплексе, а том, что вырастет вокруг него», — вернулся президент Сбербанка к теме туризма как драйвера развития малого бизнеса. В развитие своей мысли он нарисовал перспективы, открывающиеся перед алтайскими предпринимателями — с ростом туристического потока на курорте «Манжерок» появится большие возможностей для малого бизнеса. «Представьте поток в 800 тысяч человек — и те услуги, которые можно будет предложить такому количеству туристов. Ведь им всем хочется купить оригинальные поделки, местные сувениры, попробовать национальную кухню», — перечислил Герман Греф лишь некоторые направления развития малого бизнеса, связанные с перспективами роста всесезонного курорта.

Говоря о дальнейшем развитии его инфраструктуры, он упомянул и проект сооружения на вершине горы Малая Синюха — конечной станции нового подъемника — большой стеклянной смотровой площадки, которая привлечет не только горнолыжников, но и всех ценителей уникальных горно-алтайских пейзажей. Это создаст на курорте еще одну «точку притяжения» — как туристического потока, так и местного предпринимательства.

Развитие всесезонного курорта открывает перспективы не только для малого бизнеса, это еще и важный фактор развития социальной сферы, создание новых рабочих мест. По расчетам специалистов проекта это порядка тысячи сотрудников. И по словам главы Сбербанка, как один из возможных сценариев развития территории рассматривается возможность расширения ближайшего населенного пункта — села Озерное. Такие масштабные демографические изменения открывают дорогу и другим направлениям малого бизнеса, которые закроют потребности жителей населенного пункта.

Тему создания новых рабочих мест продолжил и Олег Хорохордин. По его мнению, эта проблема для республики стоит очень остро, и планы интенсивного роста курорта «Манжерок» внушают надежду на ее смягчение — как минимум, в Манжерокском и рядом расположенных сельских поселениях.

Продолжая разговор о кадровом потенциале, президент Сбербанка отметил перспективы не только его количественного, но и качественного роста — повышения квалификации для предоставления гостям курорта сервиса высокого уровня. Для этого, по словам Германа Грефа, планируется запустить соответствующие программы обучения персонала.

Создать точку притяжения

Стратегия выхода вверх

Многомиллиардные инвестиции Сбербанка в развитие курорта «Манжерок» вызывают закономерный вопрос — зачем кредитной организации столь непрофильный актив? Президент банка максимально честно ответил — в середине двухтысячных годов это был проблемный актив, который затем простоял без движения много лет. «Конечно же, мы его пытались продать — но в конце концов, после длительных переговоров с федеральным и местным правительством, договорились: если здесь будет создана необходимая инфраструктура, то банк готов вложить свои инвестиции и построить хороший курорт», — возвращается в историю Герман Греф.

 По его словам, Сбербанк, находясь перед дилеммой — отказаться от проекта и потерять все вложенные деньги, или же развить его до состояния, позволяющего окупить инвестиции или продать профильному инвестору, — принял второй путь в качестве стратегии выхода из проблемного актива.

Со своей стороны, федеральный бюджет также выделил средства, необходимые для строительства минимально необходимой инфраструктуры, в том числе — очистки Манжерокского озера и сооружения объектов оснежения горнолыжных трасс. «Искусствен­ный снег должен был появиться уже этой зимой, но система оснежения оказалась не готова», — признает глава Сбербанка, видя в этом вину бывшего республиканского правительства. По словам Германа Грефа, ссылающегося на результаты строительной экспертизы, деньги федерального бюджета были потрачены неэффективно, поставленные цели не достигнуты — это касается как системы оснежения, так и очистки озера у подножья горы Малая Синюха.

Схожая точка зрения и у нового главы Республики Алтай Олега Хорохордина. «Когда я пять месяцев назад приступил к исполнению обязанностей и увидел, как была сделана система оснежения, мне даже стало стыдно», — откровенно признается Олег Хорохордин. По его словам, в сложившейся ситуации будут разбираться правоохранительные органы — правительство республики уже подает иски на подрядчиков.

Сегодня Сбербанком и руководством региона было принято единое совместное решение — продолжать полноценную реализацию проекта. «Нам придется переделывать все, что сделано — фактически заново строить систему оснежения. Эта работа будет проводиться при равном финансировании со стороны банка и региона — и к следующему сезону здесь обязательно будет работать самая современная система оснежения», — уверен президент Сбербанка.

«Не сомневаюсь, что если брать во внимание все составляющие будущего горнолыжного курорта — современный подъемник, количество и качество трасс, перепад высот, инфраструктуру — то такой уровень сервиса будет только на Красной поляне в Сочи и у нас, в Республике Алтай», — убежден Олег Хорохордин.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *