Сверхгорючая тема. Как обстоит ситуация на розничном рынке нефтепродуктов

Сверхгорючая тема. Как обстоит ситуация на розничном рынке нефтепродуктов
Фото Андрей КАСПРИШИН

После принятых федеральным правительством мер вот уже неделю ценники на АЗС держатся на одном уровне. Чиновники ФАС говорят, что ситуация на розничном рынке нефтепродуктов стабилизировалась. В его механизмах мы разбирались с вице-президентом Российского топливного союза Юрием Матвейко.

– Юрий Витальевич, чем было обусловлено весеннее повышение цен?

– Я бы не сказал, что повышение началось весной. Дизельное топливо стало дорожать, как мы помним, еще осенью. Тогда оптовая цена превысила розничную, и ситуация до сих пор не поменялась. Цены на бензин росли медленнее, думаю, что их придерживали по политическим соображениям. И когда закончились выборы, мы увидели, как нефтяники стали менять ценовую политику. Этому способствовал целый ряд факторов: повышение акцизов, рост мировых цен на нефть, слабеющий рубль. И нефтяники, воспользовавшись ситуацией, 20 – 30% произведенной продукции стали вывозить из страны. Оно и понятно: тонна бензина АИ-92 на российском оптовом рынке стоит 52 тыс. рублей, на экспорт нефтяные компании продают примерно по 60 тыс. Получается, что за границу продавать гораздо выгоднее. В Европе бензин стоит 80 – 120 рублей за литр и его не хватает.

– Почему в других странах стоимость топлива привязана к ценам на нефть? Если сырье дешевеет, то и готовый товар соответственно. У нас так не происходит.

– Потому что там налоги в цене бензина составляют 15 – 25%, а у нас 60 – 70%. И когда нефть падает, вместе с ней падают доходы федерального бюджета. Значит, их нужно компенсировать на внутреннем рынке. И цена в России идет немного вверх. Если мировая цена выросла, часть продукции поехала на экспорт, оголяется внутренний рынок и опять цены поднимаются.

– В конце мая правительство озаботилось ростом цен на топливо и приняло ряд мер. Можете сказать, насколько они эффективны?

– После неоднократных обращений к правительству и президенту от Российского топливного союза приняты правильные меры. Рабочая группа под руководством вице-премьера Дмитрия Козака учла наши предложения по стабилизации цен.

В первую очередь объявлено о снижении акцизов с 1 июня. В тонне бензина 11 тысяч приходится только на этот налог.

По идее, оптовые цены должны были сократиться со 2 июня на 3 тысячи рублей, но пока они в лучшем случае понизились на 500 рублей. Возможно, к концу месяца случится еще какое-то движение вниз. Но пока и опт, и розница замерзли.

Надо отметить, что в процесс вмешалась и ФАС, потребовав у вертикально интегрированных компаний увеличения поставок топлива на свободный рынок через биржу на 3% по сравнению с прошлым годом. Это решение нефтяники стали выполнять. Но даже если сегодня мы получим дополнительно 3%, то это топливо придет на АЗС в лучшем случае через 35 дней. Таков порядок работы биржи.

В то же время ФАС не находит нарушения в том, что нефтяные компании продают на опте дороже, чем в розницу, компенсируя убытки своих АЗС. В законе о защите конкуренции такие действия запрещены.

– Замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин на днях заявил, что сейчас цены на рынке стабилизировались.

– Голомолзин имеет в виду, что цены на бирже не растут. Но это не влияет на мелкооптовые цены, по которым нефтяные компании продают на нефтебазах в регионах, и не влияет на розничные цены, которые искусственным образом остановили по распоряжению высшего должностного лица.

– Вроде бы правительство собиралось увеличить для нефтяных компаний экспортные пошлины, чтобы снизить привлекательность экспорта.

– Такое предложение рассматривалось, но Дмитрий Козак 21 июня сказал, что пока его решено не принимать.

Думаю, что правительство всё-таки должно увеличить экспортные пошлины до таких размеров, чтобы нефтепродукты оставались внутри России, тем самым наполнить рынок и стабилизировать цены.

– А если сейчас остановится какой-нибудь сибирский нефтеперерабатывающий завод на ремонт, то это вызовет дефицит и цены вновь поползут вверх?

– Это может произойти. Но у нас работает режим ручного регулирования в нефтяной отрасли. На прошлой неделе нефтяники опять просили помощи у правительства. И им было обещано 330 млрд рублей. И это несмотря на то, что сейчас они получают сверхдоходы от реализации своей продукции.

– В СМИ прошла информация о продаже трех АЗС в Алтайском крае. С чем это связано?

– Этот бизнес стал нерентабельным. Любой предприниматель, который занимается торговлей бензином, готов продать свою автозаправку. Но их никто не покупает. Вдоль алтайских дорог стоит немало брошенных АЗС. Кроме того, около ста станций находится в залоге у банков по невыплаченным кредитам. После проведения оценки это имущество также будет выставляться на продажу.

– Если в ближайшее время владельцы независимых АЗС их закроют, автозаправки нефтяных компаний способны обеспечить жителей края топливом?

– Примерно из 500 АЗС вертикально интегрированным компаниям принадлежит 120, большая их часть располагается в крупных городах, поэтому в Барнауле, Бийске и Рубцовске никаких проблем не будет, разве что очереди вырастут. Но в 21 районе нет ни одной АЗС нефтяных компаний.

И когда нет продукта по конкурентной цене, в регион приходит огромное количество суррогата. У нас каждая третья станция торгует топливом, которое не соответствует по физико-химическим данным техническому регламенту.

– Как навскидку определить, что на заправке торгуют плохим бензином?

– Его цена будет рубля на четыре ниже, чем обычно. Набираешь бутылку и везешь на анализ в Росстандарт.

– Одна известная в крае сеть АЗС, которая торговала дешевым топливом, сегодня подняла свои цены почти до среднего уровня. Разница всего в рубль.

– Дело в том, что при дефиците хорошего топлива подорожал и суррогат. Некондиционный бензин тоже востребован за границей, и его туда везут. А здесь образовался дефицит. Поэтому суррогатное топливо сильно подорожало.

– Каков ваш прогноз на ближайшее время?

– Если правительство не наполнит рынок, если нефтяники не снизят свои аппетиты и вслед за снижением акцизов не будут поднимать цены, то автовладельцам лучше не станет.

Ситуация усугубляется тем, что на рынке снижена конкуренция. Если раньше в стране работало около 25 нефтяных компаний и почти у каждой был свой НПЗ, то сегодня более 70% переработки сосредоточено в «Роснефти» и «Газпромнефти» и они устанавливают цены. Они завтра захотят 60 тысяч за тонну сделать – будет 60 тысяч. И на них могут повлиять только карательные меры. Кстати, такие меры предусмотрены законом о защите конкуренции. ФАС может наложить штраф на реализуемые мимо внутреннего рынка объемы продукции в размере 1 – 15%от суммарного оборота. Это миллиарды рублей.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *