«Творчество – это несерьезно». Наверное, многие слышали это от родителей, по мнению которых учитель, врач, бухгалтер, юрист – настоящие профессии. Хотя карьеру можно сделать и сантехником. Главное – твое дело должно тебе нравиться. Руководитель театрального товарищества «НОС» Антон Абрамов рассказал, как к его выбору отнеслись родители и что из этого вышло.
«Хорошо отнеслись и с пониманием… Несмотря на то, что это не самая денежная и очень занятая профессия: 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Мне с родителями повезло», – рассказал он.
– Часто абитуриентов, которые желают связать свою жизнь с творческой профессией, не понимают родители и резко выступают против их решения. Как обстоят дела в вашем коллективе?
– Да, с абитуриентами все именно так и бывает. Очень часто их родители не поддерживают, что, конечно, очень печально, но закономерно. Понять, чем любимый ребенок будет себе на хлеб зарабатывать, крайне сложно в нашем случае.
– Как давно вы стали руководителем и как это случилось?
-Когда учился в школе, был участником разных театральных коллективов, а потом всегда руководил. Одним любительским театром, потом другим. Теперь вот очередь до профессионального дошла.
– Как расшифровывается название вашего товарищества?
– Это дань и уважение классике русской литературы и аббревиатура «НОвое Слово», а также намек на наш основной жанр – клоунаду (у нас даже в лейбле вместо «О» клоунский красный нос)».
– Сколько человек в вашей группе?
– Начинали вчетвером, сейчас вдвое больше. Есть студенты, есть профессионалы (люди со специальным образованием).
– А какое образование у вас?
– У меня три неоконченных высших (педагог сценической речи, режиссер любительского театра, режиссер эстрады) и одно оконченное – руководитель любительского коллектива.
– Среди вас есть те, для кого театр – просто хобби?
– Для всех нас театр – это жизнь, а клоунада – ее стиль.
– Сколько времени существует ваш театр?
– Официально – с апреля месяца этого года. Но некоторые спектакли начаты или были поставлены ранее, другими составами или в других коллективах. У нас есть принцип – каждый должен поставить спектакль, поэтому некоторые приносят свои старые работы, и мы их адаптируем.
– Где вы обычно ставите спектакли?
– Мы очень плотно сотрудничаем с Арт площадкой «Спичка». Как правило, там спектакли и выпускаем… В будущем не собираемся избегать и других площадок».
– Сколько времени обычно уходит на подготовку спектакля?
– Очень по-разному. Зависит от материала – некоторые складываются за неделю, другие ставятся годами (есть и такие). В любом случае, наша независимость – наш плюс. У нас никогда не будет окончательной версии спектакля. Они всегда будут меняться (это тоже один из принципов нашего театра). Поэтому наши спектакли регулярно в постановке и регулярно премьерные.
– Годами?! Расскажите про такой спектакль!
– Спектакль «Синий». Это моноклоунада, которую я сочиняю лет десять уже… И, кроме того, есть «Без аплодисментов», основанный на личных историях актрисы и режиссера Дарьи Ерочкиной… Это, пожалуй, самые долгопостановочные спектакли.
– Что самое сложное в подготовке, а что – в самом представлении?
– Сложнее всего начинать… и в подготовке, и в выступлении… А там уже все случится, если делать по-честному.
– Что самое интересное в театральной работе?
– Интереснее всего реакция зрителя, ведь, в конечном счете, для него все и делается.
– Были какие-нибудь забавные истории во время подготовки или выступления?
-Так как в наших спектаклях большое поле для импровизационной работы, то и истории происходят регулярно. Например, в начале спектакля «Слепые» у меня зазвонил телефон (как правило, с моего телефона включается музыка, вот и нет привычки его отключать, а тут поставили ноутбук), а мы работаем в перчатках и масках – ни руками, ни носом его не отключить (я попробовал). Ко- как снял перчатку и выключил его (а уже идет спектакль, как раз мой выход). В панике надеваю перчатку обратно, выхожу, двигаюсь по партитуре и понимаю, что надел перчатку задом наперед (наружу рисунком, который зритель видеть не должен) пришлось очень быстро продолжая играть сцену, снимать ее и выворачивать. Благо по сцене мы стоим спинами к залу!.
– Что делать, если вдруг забыл слова на сцене?
– Как говорила мой первый мастер во время постановки «Сказки о попе…», если забыл текст, но находишься в теме, в материале – импровизируй, и тогда Пушкин встанет и скажет: «Ай да сукин сын!»
– Спасибо большое за развернутые ответы. Возможно, кого-то они вдохновят на творческую деятельность, от которой отталкивают страхи и мнение со стороны.
Светлана Субботина