Вопросов много. Как на деле будет работать «мусорный закон»?

Вопросов много. Как на деле будет работать «мусорный закон»?

Узнав о принятии поправок в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», человек должен захлопать в ладоши и радостно воскликнуть: «Свершилось! Наконец-то на федеральном уровне реально занялись перезревшей экологической проблемой – сбором и утилизацией твёрдых бытовых отходов».

Но радость рядового сельского жителя меркнет по мере чтения самого закона. Вопросов возникает много, а ответов пока нет. Итак, конкретно. В нашем районе около десяти тысяч дворов и более 30 больших и малых сёл. В каждом крупном селе есть, и не одна, несанкционированная свалка. И это объяснимо. Откуда в нищем бюджете сельского муниципалитета сумасшедшие деньги, которые требуются для обустройства полигона в соответствии со всеми нормами, если в некоторых не хватает средств даже на зарплату работникам сельсовета! С другой стороны, куда ещё валить мусор селянину, если на несанкционированную свалку нельзя? В кусты? В итоге всё вокруг сёл завалено хламом.

Вскоре в нашем районе регоператор должен взяться за решение этой проблемы, за эту важную и необходимую работу. Каким образом он будет собирать мусор? Где найдёт площадку для установки контейнеров, чтобы не помешать ни одному двору? Что всё вокруг контейнеров будет завалено бытовыми отходами, в этом нет сомнения (при условии, что все в одночасье станут законопослушными и ломанутся с ведрами и мешками к контейнерам). Кто будет в деревне следить за порядком на этой площадке? Сельсовет, в штате которого два-три человека?

Далее. Подавляющее большинство сельских жителей ни сном ни духом не знают про этот закон. И вдруг через месяц-другой они получат платёжку за вывоз мусора. Вопросов возникнет очень много.

Все вокруг говорят о том, что только конкуренция может повысить качество товаров и услуг. Где же в данном случае конкуренция, если регоператор будет один? И вообще кто он такой? Какие санкции будут к нему применяться, если он проявит безответственность при исполнении своих обязанностей?

В районном центре Смоленское 75 улиц и переулков. Невозможно даже представить, как будет осуществляться сбор мусора. Объехать все дворы невозможно. Составить расписание остановок в обозначенных местах и соблюдать его нереально. Думаю, что этот способ не подойдёт. Значит, площадки с контейнерами.

Сколько их должно быть в селе? Где они будут оборудованы? Откуда взять средства на это? Почему этим должен заниматься не регоператор, а муниципалитеты или управляющие компании? А последних в селе практически нет. Тогда власть? Но если не было денег на оборудование санкционированного полигона, откуда они возьмутся на оборудование площадок под контейнер? И что тогда? Привлекать прокуратуру, которая наложит штраф на нищие сельсоветы и обяжет его выплатить? Но проблема всё равно не решится.

Вернусь к вопросу о конкуренции. В нашем районе существует ООО «Чистый двор», которому принадлежит полигон в Смоленском. Санкционированный! Занесённый в единый реестр! Наша газета не единожды писала о героических усилиях братьев Бельских, которые занялись таким важным для населения делом, своим малым бизнесом, о поддержке которого заявляют на всех уровнях власти. Но складывается впечатление, что призывы к поддержке малого и среднего бизнеса нередко носят чисто декларативный характер.

Закон, о котором я веду речь, на корню может подкосить этот бизнес. Теперь никто не имеет права заниматься сбором мусора, кроме единого оператора. Почему меня лишили права выбора? Жители сейчас выполняют условия: мусор упаковывать в пакеты, а строительные отходы во время летнего ремонта связывать жгутом. И больше у хозяина подворья голова ни о чём не болит! Около бочки всегда чисто, ведь она стоит либо в собственном дворе, либо у ограды с улицы! А теперь меня заставляют куда-то мусор носить. К примеру, метров за пятьсот. А если его набралось за неделю много? А что делать одинокой старухе, решившей провести летом крайне необходимый ремонт своего домика, с неподъёмным строительным мусором?

Кто ответит на эти вопросы?

Нина НЕУГОДОВА, директор АНО «Газета «Заря», село Смоленское.

Комментарий в тему

По словам начальника управления по жилищно-коммунальному хозяйству Минстроя Алтайского края Андрея Голубцова, о качестве вывоза мусора регоператором в конкретном населенном пункте можно будет делать выводы, когда он начнет осуществлять свою деятельность.

Ему нужно будет просчитать транспортную логистику, объемы твердых коммунальных отходов (ТКО). От этого зависит частота вывоза. Все будет решаться по факту. Пока региональный оператор не зайдет в село, плата за вывоз мусора взыматься не будет, так как услуга фактически не оказывается.

Место размещения контейнерных площадок определяют муниципалитеты совместно с регоператором. По санитарным нормам контейнерную площадку должны устанавливать на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров от жилого дома. В исключительных случаях возможно отступление от требований. Если из-за особенности застройки домов не будет возможности установить эту контейнерную площадку, тут уже муниципалитет будет решать эту проблему вместе с собственниками жилья.

Вообще говоря, большинство муниципалитетов в районах против установки контейнерных площадок, так как бремя содержания ляжет на администрации. И все склоняются, хотя бы на первом этапе, к бестарному вывозу мусора.

Регоператор вправе заключить договор с субподрядчиком, в том числе и с той мусоровывозящей компанией, которая работала в муниципалитете ранее, но только в том случае, если у нее есть мусоровозы, оснащенные системой «ГЛОНАСС», если предприниматель имеет лицензию на осуществление данной деятельности, то есть на транспортирование отходов 4 и 5 классов, а также если компанию устроит единый тариф, по которому все мусоровывозящие компании будут работать. Раньше каждый предприниматель волен был назначать цену за вывоз ТКО, у всех она была своя. Сейчас по закону регоператор больше, чем у него заложено в тарифе средств на транспортирование мусора, предложить субподрядчикам не может. При этом нужно будет учитывать, что регоператор, возможно, возложит на предпринимателя не только вывоз из села Смоленского, но и из сел всего района. И тут встает другой вопрос: хватит ли у местной компании техники, чтобы вывозить ТКО с окрестных сел?

Что касается золы и строительного мусора, то законодательством вывоз этого вида отходов регоператором по закону в рамках обозначенного тарифа не предусмотрен.

– На новогодних праздниках мы столкнулись с проблемой, что в Барнауле в частном секторе народ высыпал в контейнерные баки золу, в результате мусоровоз едва не загорелся, – поясняет Андрей Голубцов.

Возможно, собственникам предложат дополнительно заключить договор с регоператором или местными предпринимателями по вывозу золы на полигон. Такой опыт уже есть в Барнаульской зоне. В конце 2018 года президент РФ подписал закон о внесении изменений в «мусорную» реформу. Минприроды сейчас формирует единый регистр полигонов. Возможно, туда войдут некоторые районные свалки, которые перешли сейчас в разряд мест для временного размещения ТКО, так как требования к ним будут упрощены. В районы уже направлены письма с просьбой предоставить сведения об этих свалках. Соответственно, если полигоны будут на малой удаленности от сел, то, возможно, и тарифы пересчитают. Ожидается, что эти изменения произойдут уже в 2019 году.

Контролировать качество работы регоператоров будут Минстрой, муниципалитеты, Народный фронт.

– Соглашения регоператоры заключили с нами под банковскую гарантию. По Славгородской зоне, например, она составляет около 12 миллионов рублей. Это должно стимулировать регоператоров работать качественно. Если они будут нарушать условия контракта, мы вправе расторгнуть соглашение и забрать банковскую гарантию.

Согласно законодательству взамен утерявших доверие компаний мы можем предложить обслуживать какую-либо зону добросовестным регоператорам из числа действующих на территории края, – поясняет Андрей Голубцов.

Подготовила Татьяна КОЧЕТЫГОВА

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *