Укус змеи: что скрывают тайные подземелья вокзала Новосибирск-Главный

Укус змеи: что скрывают тайные подземелья вокзала Новосибирск-Главный Фото Андрея Заржецкого и с паблика Новосибирск | История Новосибирска О строительстве главного Новосибирского вокзала можно было в свое время писать производственный роман в духе социалистического реализма. В нескольких томах. Типа «Цемент» или «Как закалялась сталь». Жаль, что никто из сибирских писателей этого не сделал. Вокзал Новосибирск-Главный в СССР принят комиссией в эксплуатацию 25 января 1939 года. То есть ровно 85 лет тому назад.

От конкурса на лучший архитектурный проект до принятия вокзала в эксплуатацию прошло десять лет: с 1929 по 1939 год. Конкурс был всесоюзный, на него поступило немало солидных работ, двенадцать из них получили премии. Однако выбранный из сорока пяти вариантов проект киевского архитектора Н.Г. Волошинова впоследствии многократно дорабатывался. На архитектурной выставке в 1930 году в Новосибирске критиковали малую площадь кассового зала, вестибюля, расположение камер хранения и так далее – в общем, всегда найдется что покритиковать, если очень хочется. А хотелось тогда многим, авторитеты свергались пачками.

Наш паровоз, вперед лети!

Вскоре после объявления в Москве результатов конкурса на здание Дворца Советов вышла директива по изменению «стилистической направленности советской архитектуры». В Новосибирске немедленно решили соответствовать линии партии – изменили фасад вокзала в стиле ампир. Часть готовых конструкций разобрали. Уже залитый фундамент взорвали, уложили новый, потом еще разок рванули… Суета на стройке объяснялась не только вмешательством партийных и советских органов, не только слабой технической подготовкой кадров, но и творческими спорами самих архитекторов. Под натиском верховных указаний происходил переход от идей авангарда и конструктивизма к идеям неоклассицизма (позже этот стиль назвали сталинским ампиром). Возникала тенденция строить вместо служебных функциональных зданий настоящие дворцы – и это на фоне нищенских народных землянок и дощатых халуп. Разумеется, этот переход к имперской архитектуре сопровождался идейной и творческой борьбой. Потому и строили наш вокзал долго и нервно, потому и называют среди авторов более десятка имен: Н.Г. Волошинов, А.И. Лоскутов, М.П. Клековкин, Б.П. Савельев, И.С. Персиков, К.И. Митин, Я.Е. Кузнецов, А.Д. Крячков, Б.А. Гордеев, С.П. Тургенев, Б.А. Биткин. 

-uG3RTrSyyg.jpgРанее на месте вокзала Новосибирск-Главный была станция Обь.

Арочно-сводчатое перекрытие предполагалось продлить над железнодорожными путями в виде главного вестибюля вокзала, распределительного зала для пассажиров. В конкорсе должен был разместиться зал ожидания с рестораном и лестницами к перронам. Длина проектного конкорса – 90 метров. От конкорса отказались, оставили огрызок. Вместо него провели подземный тоннель к пассажирским платформам.

В результате центральная часть вокзала приобрела композицию наподобие триумфальной арки, обрамленной пилястрами «тосканского» ордера и увенчанной большим аттиком. Он скрывает от взглядов снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала. Да, имеются элементы эклектики. Крупные ордерные формы и арка витража центральной части фасада плохо гармонируют с боковыми частями здания.

  • kAY5l4chJyo.jpg
  • wqH7SihqruU.jpg

А еще наш вокзал – самый большой за Уралом, такой большой, что увидеть его целиком нелегко. Перепады рельефа не позволяют с площади Гарина-Михайловского обозреть всю композицию здания целиком: цокольный этаж не виден. Трудно охватить взглядом все строение и со стороны перронов – слишком близко, ведь большое видится на расстоянии. Но все это – мелочи, к которым новосибирцы давно привыкли. Мы-то прекрасно представляем себе наш вокзал во всем его великолепии, поскольку не раз наблюдали его с разных точек, например с пешеходных мостиков через железнодорожные пути.
2021-11-12_ЗаржецкийА_0071.jpg© Фото VN.ru.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *