По итогам девяти месяцев 2018 года инвестиции в основной капитал в регионах СФО выросли на 4,3 процента по сравнению с аналогичным периодом 2017-го. Это немного выше, чем в среднем по стране (4,1 процента), причем на уровне субъектов федерации показатели сильно отличаются – от минимальных 80,4 процента в Республике Алтай до рекордных 167,8 в Хакасии. Обустройство Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области остается одним из крупнейших инвестиционных проектов в СФО. Фото: Игорь Агеенко/РИА Новости
В ноябре из состава СФО выбыло два региона с низкими инвестиционными индексами – Республика Бурятия (82,5 процента) и Забайкальский край (85,4). Теперь они могут воспользоваться институтами развития, созданными для Дальневосточного федерального округа, и улучшить социально-экономическую ситуацию.
Что касается десяти оставшихся в СФО республик, краев и областей, то им на особые федеральные преференции рассчитывать не приходится, поэтому формирование инвестиционного климата там зависит в первую очередь от региональных и местных властей.
Договориться с крупным бизнесом, особенно в нынешних непростых экономических условиях, чиновникам непросто. Бизнес рисковать не любит, власти – тоже. Отсюда и скромный список реализованных в этом году инвестиционных проектов. Хотя в масштабных планах недостатка нет – чего стоит хотя бы "Енисейская Сибирь", претендующая на полтриллиона рублей капитальных вложений. Но когда создание новых крупных производств и инфраструктурных объектов вступает в практическую стадию, часто начинается пробуксовка – как это получилось, например, со строительством лесопромышленного парка в Томской области. Причины могут быть разными, но результат, так или иначе, один – экономические и репутационные потери.
Неудивительно, что сибирские предприятия предпочитают инвестировать в модернизацию и расширение действующих производств. Особенно это касается компаний, работающих в секторах экономики с хорошей рыночной конъюнктурой, прежде всего сырьевых.
Ошибки учат не только предпринимателей. Объемы прямой господдержки снижаются, сама она становится более гибкой. Субсидии замещаются преференциями, главным образом налоговыми и инфраструктурными. Бизнесу все чаще предлагают механизм государственно-частного партнерства, хотя далеко не всегда его условия потенциальные инвесторы находят для себя привлекательными. Фонды микрофинансирования, центры поддержки экспорта, бизнес-инкубаторы постепенно становятся востребованными предпринимателями. Повсеместно внедряется принцип одного окна, что должно упростить и ускорить согласование проектов.