«Урожая, как в прошлом году, уже точно не будет»: а какой будет?

«Урожая, как в прошлом году, уже точно не будет»: а какой будет?Фото из архива «Континента Сибирь»

«Засуха и её последствия» — тема, которая стала в последние недели одной из главных в российском и мировом информационном пространстве, привлекает пристальное внимание не только аграриев и экономистов, но и широкой общественности. «Континент Сибирь» выяснял у экспертов, каким образом влияет погода на будущий урожай, и стоит ли ждать осенью очередной скачок цен на продовольствие.

США, Мексика, Литва, Беларусь, значительная часть территории России — вот далеко неполный перечень регионов мира, испытывающих сегодня на себе воздействие высоких атмосферных температур и отсутствие осадков. С сожалением приходится констатировать тот факт, что Новосибирская область в их числе. 20 июня, по причине засухи, объявлено о введении режима ЧС в шести районах региона, ещё в трех действует режим повышенной готовности.

О негативном влиянии такой погоды на посевы и о снижении ожиданий от будущего урожая говорится сегодня на всех уровнях. Сообщается также и о первых потерях от засухи: аномальная жара в Новосибирской области и дефицит осадков уже привели к частичной гибели посевов льна. «Континент Сибирь» направил запрос заместителю председателя правительства Новосибирской области, министру сельского хозяйства региона Евгению Лещенко, чтобы выяснить, можно ли уже окончательно утверждать, что засушливая весна и начало лета отрицательно повлияли на урожай будущей осени? Или все-таки такой вывод преждевременный и погода ещё может всё исправить?

Из ответа министра следует, что в настоящий момент оценивать влияние погодных условий на урожай сельскохозяйственных культур текущего года преждевременно. «Несмотря на поздние сроки начала посевной, в текущем году темпы ярового сева в регионе вышли на уровень предыдущих лет благодаря организованной подготовке к проведению полевых работ. В самый высокопроизводительный период кампании максимальная суточная выработка составляла более 110 тысяч гектаров. Аграрии региона были полностью обеспечены и использовали для высева семена сельскохозяйственных культур высших репродукций, районированных под местные климатические условия. В отдельных случаях сельхозтоваропроизводители оперативно производили замену культур для посева в соответствии с конкретной ситуацией с запасом влаги в почве», — проинформировал «Континент Сибирь» Евгений Лещенко.

«Урожая, как в прошлом году, уже точно не будет»: а какой будет?Заместитель председателя правительства Новосибирской области, министр сельского хозяйства региона Евгений Лещенко отметил, что в самый высокопроизводительный период кампании максимальная суточная выработка составляла более 110 тысяч гектаров. Фото из архива «Континента Сибирь»

Селекционная работа и выведение сортов, подходящих для разведения в конкретной климатической зоне и ситуации проводятся в регионе на протяжении многих лет. В разные годы лучшие результаты показывают разные типы пшеницы, поэтому учеными ведется селекция всего спектра сортов, чтобы у аграриев был посевной материал на все случаи жизни. На важности правильно выстроенной тактики посевной и квалифицированного подбора семян сделал акцент в комментарии для «Континента Сибирь» и руководитель Сибирского НИИ растениеводства и селекции (филиал ФИЦ Институт цитологии и генетики СО РАН), доктор сельскохозяйственных наук Иван Лихенко. «К таким погодным условиям, какие наблюдаются в нашем регионе в этом сезоне, наиболее устойчивы раннеспелые сорта. Они успевают усвоить ту влагу, которая остается в почве после таяния снега и максимально использовать ее для роста. Тем более, что их и сеют обычно в числе первых. Затем, в силу этого, они оказываются более устойчивыми к стрессам, причем не только к засушливым периодам, но и к болезням, которые сильнее поражают менее развитые растения. В итоге, эти сорта требуют меньше усилий от хозяйства для сохранения посевов, что снижает себестоимость получения урожая, а это немаловажно, особенно в условиях снижения мировых цен на зерно, которые мы наблюдаем», ─ рассказал Иван Лихенко.

Мнением о том, что не надо торопиться делать окончательные выводы и негативные прогнозы на урожай текущего года, поделились с «Континентом Сибирь» и другие эксперты. Председатель ЗАО племзавод «Ирмень», депутат Законодательного собрания Новосибирской области Олег Бугаков, в частности, рассказал о том, что засуха началась не весной, а раньше, и дал подробный расклад по перспективам. «Надо говорить не только о засушливой весне, но и о засушливой осени и зиме. Потому что в результате небольшого количества осадков в конце прошлого года, в этом году мы получили продуктивный запас влаги в почве меньше требуемого примерно на 40%. Плюс отсутствие осадков весной. Это привело к неравномерности всходов. А неравномерность всходов — это потери в количестве продуктивных стеблей, первом элементе в структуре будущего урожая зерновых. Но, как говорится, ещё не всё потеряно. Если до середины текущей недели пройдут дожди, то со вторым элементом урожайности, количеством зерен в колосе, всё должно быть в норме. И до середины июля в период, когда формируется налив колоса, будущая масса 1000 зерен (третий элемент урожайности), тоже необходимо, чтобы прошли осадки. В противном случае, потери могут быть значительными», — отметил Олег Бугаков.

По данным министерства сельского хозяйства Новосибирской области урожайность пшеницы в регионе (в центнерах с 1 гектара убранной площади) составляла: 2016 г. — 14,1; 2017 год — 17,4; 2018 год — 18,0; 2019 г. — 16,8; 2020 год — 17,8; 2021 г. — 22,0; 2022 год — 21,0.

«Урожая, как в прошлом году, уже точно не будет»: а какой будет?Председатель ЗАО племзавод «Ирмень», депутат Законодательного собрания Новосибирской области Олег Бугаков отметил, что в результате небольшого количества осадков в конце прошлого года, в этом году продуктивный запас влаги в почве оказался меньше требуемого примерно на 40 %. Фото из архива «Континента Сибирь»

Директор предприятия «Дары Ордынска» Шакир Сулейманов делает акцент на ещё одном неблагоприятном климатическом факторе этого года и дает сдержанный прогноз потерь. «Весна была затяжной и холодной. Вышли на поле намного позже, чем обычно. Несмотря на это всё, что планировали, было посеяно. И потом — жара. Конечно, всё это отразится на урожае. Будут потери: минимум на 20-30% урожай будет меньше, чем в прошлом году. Овощи у нас на поливе, поэтому ожидаем неплохой урожай овощей», ─ поделился прогнозом Шакир Сулейманов.

Резюмирует тему видов на урожай генеральный директор «Сибирского зернового консорциума», член Аграрного комитета Заксобрания Новосибирской области от партии «Справедливая Россия – За правду» Александр Тепляков. «Рекордного урожая, как в 2022 году, уже точно не будет. Определенные потери мы уже не восполним. Часть посевов ранних сроков сева подгорела, в частности, в зоне Кулунды. По масличным культурам кардинального снижения не будет. По зерновым — в большей степени, особенно, первые сроки ячменей. Если с погодой всё нормализуется, а позитивный прогноз есть, то будет средний урожай», ─ отметил собеседник издания.

Согласно информации Росстата, Новосибирская область по итогам 2022 года заняла 17 место среди регионов России (второе место в СФО после Алтайского края) по объему урожая зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки с показателем  — 3 356 тысяч тонн, что на 0,8% меньше урожая рекордного для региона 2021 года

По данным министерства сельского хозяйства Новосибирской области показатели последних лет по зерну составляют: 2020 год  — 2 651 тысяча тонн; 2021 год  — 3 380 тысяч тонн; 2022 год  — 3 200 тысяч тонн

Отдельным поводом для тревожных ожиданий связанных с засухой являются последствия для животноводства. «Очевидно, что ситуация с заготовкой кормов будет тяжелой», — сообщил губернатор Новосибирской области Андрей Травников в своем ТГ-канале. На сегодня даны поручения министру сельского хозяйства и главам районов региона проработать варианты заготовки кормов «вплоть до закупки в соседних регионах», чтобы избежать сокращения поголовья животных.

«Урожая, как в прошлом году, уже точно не будет»: а какой будет?«Рекордного урожая, как в прошлом году, уже точно не будет». Фото из архива «Континента Сибирь»

Как следует из ответа министерства сельского хозяйства Новосибирской области на запрос «Континента Сибирь», проблема серьезная, но меры принимаются: «Долгая и холодная весна, сменившаяся засушливой погодой и аномальной жарой, может повлиять на заготовку грубых и сочных кормов на зимне-стойловый период за счет низкого урожая многолетних трав. Возмещение дефицита кормов происходит за счет дополнительного высева однолетних трав. По поручению губернатора Новосибирской области, минсельхозом Новосибирской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области (ОМС МР НСО) прорабатывается вопрос заготовки кормов в менее пострадавших от засухи районах области и приобретение кормов в соседних регионах».

По данным министерства сельского хозяйства Новосибирской области кормообеспеченность в регионе (в центнерах кормовых единиц на одну условную голову) составляла: 2020 год — 36,5; 2021 год — 41,5; 2022 год — 42,5. Переходящих остатков кормов – 201 079 тонн кормовых единиц

Как считает Александр Тепляков, проблем отрасли добавляет и уровень закупочных цен. «Животноводству будет сложно, в первую очередь, потому что цена на молочную продукцию у большинства хозяйств уже сейчас на уровне себестоимости. Ожидаемо снижение поголовья. Сена уже не доберём, но если будет солома и урожай зерновых, то дефицита кормов можно будет избежать», ─ отметил Тепляков.

Ещё одним важным аспектом падения урожайности является предполагаемый рост цены на продовольственные товары. Именно этот аспект и волнует прежде всего широкую общественность, и прямого ответа на него ждет она от экспертов. Но эксперты, как правило, прямых ответов не дают, фокусируясь на факторах влияния и незавершенности событий.

По данным министерства сельского хозяйства Новосибирской области цена реализации 1 тонны зерна в регионе (в рублях) составляла: 2020 год — 10 929; 2021 год — 12 930; 2022 год — 12 854. 

Объем переходящих остатков зерна в 2023 году — 1,5 млн тонн (2022 г .— 750 тыс. тонн). Загрузка элеваторов на 30 декабря 2022 года составила 51%

Евгений Лещенко, в частности, в своем ответе на запрос «Континента Сибирь», обратил внимание на объемы остатков от прошлого урожая. «По предварительной оценке текущие негативные агрометеорологические условия безусловно окажут влияние на ожидаемый валовой сбор зерновых и зернобобовых культур. Однако, масштабы потерь и снижение показателей урожайности оценивать преждевременно. Вместе с тем, большие объёмы переходящих остатков зерна урожая прошлого года позволят аграриям региона в полной мере исполнить договорные обязательств перед потребителями зерна и осуществить необходимые поставки продукции как в Новосибирскую область, так и за ее пределы. Предпосылки для роста цен на сельхозпродукцию в связи с неблагоприятными погодными условиями текущей весны отсутствуют», ─ говорится в ответе Лещенко.

«Урожая, как в прошлом году, уже точно не будет»: а какой будет?Генеральный директор «Сибирского зернового консорциума», член Аграрного комитета Заксобрания Новосибирской области Александр Тепляков (слева) прогнозирует, что проблем отрасли добавляет и уровень закупочных цен. Фото из архива «Континента Сибирь»

Олег Бугаков считает, что немаловажную роль в вопросе цены будут играть решения правительства РФ. «Цена на зерно будет зависеть не только от объемов урожая, но и от того, будет в этом году введен запрет на экспорт или нет. Если запрета на экспорт не будет, и трейдерам будет выгоднее реализовать зерно на внешнем рынке, то цена может вырасти. Если урожайность будет в этом году невысокой, это повлечет рост себестоимости зерна и возможные потери для аграриев в случае запрета на экспорт», ─ пояснил Олег Бугаков.

По данным министерства сельского хозяйства Новосибирской области объемы вывоза зерна из региона железнодорожным транспортом составили ( в тысячах тонн): 2020 год — 909,9 (из них на экспорт — 584,7); 2021 год — 1196,9 (из них на экспорт — 677,5); 2022 год — 1185,9 (из них на экспорт — 739,5)

Александр Тепляков и вовсе дал понять, что ситуация в сельскохозяйственной отрасли и цены на продукты в магазинах — явления малозависимые: «Как показывает практика — это не связанные вещи. Ведь при уменьшении закупочных цен на молоко и зерно в текущем году, цены на соответствующие продукты в торговых сетях не снижаются, а продолжают расти».

«Засуха — низкий урожай — рост цен на продукты». Эту простую обывательскую формулу собеседники «Континента Сибирь» попытались сегодня разрушить различными аргументами, в числе которых многофакторность, отсутствие предпосылок и явных причинно-следственных связей. Впрочем о том, что роста цен не будет не говорил никто.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте». Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *