Акселератор подготовки инженеров

В рамках модернизации одного из микрорайонов кампуса в Сибирском федеральном университете родилась концепция «Инженерного городка» — пространства, где собрана содержательно и инфраструктурно выстроена система подготовки инженеров международного уровня

Акселератор подготовки инженеров

К концу 2018 года Сибирский федеральный университет завершит реконструкцию ныне аварийного корпуса Политехнического института. Этот проект станет ядром формирующегося в университете «Инженерного городка», где будет выстроена система специализированной инженерной подготовки от школы до аспирантуры. Помимо учебных корпусов новая территория предполагает расположение здесь лабораторий, опытно-производственных территорий, общежитий и социально-культурной инфраструктуры. Инфраструктура — важнейший элемент, но главным в реализации проекта являются несколько магистральных проектов магистерского образования и ряд программ бакалавриата, реализуемых на уровне ведущих российских и мировых университетов.

 

Традиции на новой базе

Сибирский федеральный университет — один из безусловных российских лидеров по развитию инфраструктуры, которая развивается здесь (новые корпуса, общежития и т.д.) начиная с основания вуза в 2007 году. Новый импульс придала Универсиада-2019, деревней для проживания спортсменов которой фактически станут микрорайоны кампуса университета, где будут реконструированы или построены заново десятки объектов. В том числе сегодня продолжается реконструкция корпуса Политехнического института СФУ, начавшаяся летом 2017 года по проекту выпускника университета, почетного архитектора РФ Андрея Курицына.

 «В целом, концепция формирования «Инженерного городка» была достаточно простой: ее суть в том, что в «шаговой доступности» собираются учебно-лабораторные корпуса, общежития, производственно-внедренческая и социально-культурная инфраструктура, и все это заточено под инженерные направления подготовки, — говорит директор департамента проектной деятельности СФУ Павел Вчерашний. — На этой территории традиционно существовала система инженерного образования, затем в девяностых по известным причинам специализация площадки была размыта за счет гуманитарных направлений подготовки, а сейчас мы фактически возвращаемся к истокам на новой технологической и содержательной платформе».

Реконструкция учебно-лабораторного корпуса Политехнического института СФУ подразумевает увеличение площади здания на восемь тысяч квадратных метров, сооружение над зданием стеклянной пирамиды с дополнительными шестью большими поточными аудиториями, строительство теплого перехода в комплекс общежитий. Отдельным блоком предусмотрена реализация пространства для научного творчества и практических опытно-конструкторских работ студентов. Предусмотрены информационные и вычислительные центры.

В отдельный кластер вынесен производственный блок. В частности, все лаборатории запланировано расположить в отдельном здании, функцио­нальность которого специально определена под научные исследования и запуск пробных производственных цепочек. Реконструкцией корпуса завершится первый этап большой реновации микрорайона «Студенческий» —  отдельной части большого кампуса СФУ, расположенного практически на берегу Енисея.

 

Настройка специального образования

«Оживить» новую инфраструктуру призвано несколько магистральных проектов по модернизации содержания инженерной подготовки. Эксперименты в этом направлении ведутся давно, один из них — начавшийся в проектном режиме — запуск в 2012 году программы бакалавриата и пять программ магистратуры, выполненных на примере ведущих университетов. «Когда появляются живые проекты, сразу меняется очень многое в содержании образования, вплоть до изменения внутри стандартных дисциплин. Например, вместо обычной истории студенты изучают историю науки и техники производства, увязывая исторические факты с будущей профессио­нальной деятельностью, — говорит замдиректора департамента проектной деятельности Наталия Гафурова. — В прошлом году запустили проекты, когда студенты стали играть в современные СТЭМ-игры. Появилась новая дисциплина «Инженерная этика». Отвечает на очень простой вопрос: как твое инженерное решение улучшит жизнь человека и что будет после окончания срока этого решения? И это не только вопрос утилизации».

Павел Вчерашний уточняет: эту модель образования корректнее называть не «элитной», а «специальной». В ее организацию заложено несколько принципов: ориентир на международный опыт, ужесточенные процедуры отбора, сотрудничество с ведущими мировыми и российскими производственными компаниями, обмен опытом с университетами-лидерами, ориентир на потребности бизнеса, усиленная языковая (в том числе, специализированная) подготовка и т.д. Помимо профессио­нальных дисциплин отдельный упор был сделан на развитие так называемых «мягких компетенций» (soft skills): командную работу, лидерство, коммуникации — а также на индивидуальных образовательных траекториях.

«В развитии профессио­нальной подготовки мы ориентируемся на предприятия — фронтиры технологий. Это крупнейшие российские и зарубежные производственные комплексы, с которыми мы договариваемся о практиках или длительных стажировках, в том числе, международных», — комментирует Павел Вчерашний. Среди партнеров модернизированного инженерного образования СФУ: «РУСАЛ», Роснефть, ИСС им. Решетнева, магистры проходят стажировки в компании CADFEM (Графинг-Мюнхен, Германия), офисе MECAS ESI s.r.o. (дочерняя компания ESI GROUP) в чешском городе Брно, IFP Training во Франции и так далее.

Акселератор подготовки инженеров

Директор департамента проектной деятельности СФУ Павел Вчерашний

 

Инженерная экосистема

Принципиально важно, что в основе программ лежит идеология CDIO («Conceive-Design-Implement-Operate» — «придумывай, разрабатывай, внедряй, управляй»). Уже из аббревиатуры видно, что программа подготовки, выполненная в таком формате, включает не только собственно образование, но и множество параллельных процессов. «Основой подготовки является реальный проект с его коммерциализацией. Уровень магистратуры заканчивается конкретным инженерным продуктом, который покупают компании. Тогда у студентов возникает понимание, что они делают серьезное дело, — считает директор департамента развития магистратуры и дополнительного профессио­нального образования Ольга Осипенко. — Для нас стало принципиально, чтобы студент получил отличные практические навыки, поэтому было принято беспрецедентное решение — всю практику вынести в международные компании. Появилось требование к работодателю, с которым начинаем работать — иметь зарубежное партнерство, куда мы можем отправить на практику студентов. Мы стремимся готовить инженеров, которые способны изменить мир».

Отдельным направлением в формирующейся инженерной экосреде будет включение в нее трека школьников. «В проект Инженерного городка изначально закладывается размещение подразделений, которые связаны с работой со школьниками в двух направлениях. Первое — это работа с детьми, которые углубленно изучают математику, физику, химию и биологию. Второе — специализированная работа с так называемыми «одаренными детьми» и выявление талантов, — отмечает Павел Вчерашний. — Пока в этом направлении у нас есть ряд нормативных ограничений, однако все инфраструктурные решения в городке уже реализованы. Задача — максимально приблизить школьников к специализированным траекториям подготовки, чтобы затем они становились инженерами именно в Сибирском федеральном университете».

Несмотря на то, что официальный старт работы новой инфраструктуры еще не дан, уже есть понимание примеров студенческих проектов, которые готовы к реализации в «Инженерном городке». Так, в рамках проекта «Автотранспорт на альтернативных источниках энергии» студенты заявляют о возможности разработки прототипа экологичного индивидуального средства передвижения, болида на солнечной энергии и др. В рамках проекта «Зеленый кампус» предполагается установка энергоисточников возобновляемой энергии для устройств полива газонов, независимого уличного освещения, оттачивание технологии переработки излишков снега в очищенную воду, установка производства вторичной бумаги для делопроизводства.

В этой идеологии модель Инженерного городка СФУ — экосистема, в которой подобные программы подготовки могут жить и развиваться. «Мы видим «Инженерный городок» как конструкторское бюро, проектно-исследовательскую площадку, институт идей и творческой активности молодежи Енисейской Сибири. Одним из главных направлений творческой мысли в студенческом «Инженерном городке» должно стать совершенствование среды обитания человека, так как это теперь становится главным конкурентным преимуществом стран и территорий», — отмечает Павел Вчерашний.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *