Игорь Вихлянов рассказал о проблемах и перспективах онкологической службы Алтайского края

Игорь Вихлянов рассказал о проблемах и перспективах онкологической службы Алтайского края

В последние годы проблемами онкологии в нашей стране стали заниматься много и всерьез. Об этом говорит и онкологическая программа, готовящаяся Минздравом России и региональными представительствами по личному поручению президента. О проблемах и перспективах онкологической службы Алтайского края беседуем с главным внештатным онкологом региона, главным врачом Алтайского краевого онкологического диспансера доктором медицинских наук Игорем Вихляновым.

– Игорь Владиславович, какие надежды связывают онкологи с принятием новой федеральной онкологической программы?

– Большой объем средств по программе будет направлен на закупку современных лекарственных препаратов, а также на дальнейшее повышение уровня технологичности онкологической службы. Только на приобретение нового оборудования в онкодиспансеры Барнаула, Бийска и Рубцовска, а также онкологическое отделение краевой детской больницы запланировано почти 3 млрд рублей.

Кроме этого до конца 2022 года на средства федерального и краевого бюджетов будут созданы четыре центра амбулаторной онкологической помощи – в Алейске, Заринске, Славгороде и Камне-на-Оби. Первый из них – в Камне-на-Оби – откроется уже в 2019 году. В них в амбулаторных условиях будет проводиться и противоопухолевое лекарственное лечение.

Вообще, я хочу подчеркнуть, наша главная задача – добиться снижения заболеваемости и смертности от злокачественных новообразований в регионе. Для этого важно, чтобы абсолютное большинство случаев рака выявлялось на ранних стадиях, когда они достаточно эффективно поддаются радикальному лечению.

– Вы говорите о ранней диагностике, а у нас даже бесплатная диспансеризация самими пациентами воспринимается как мероприятие для галочки. Как «загнать» население на осмотры?

– Это очень больной вопрос для нас. Возможно, это какая-то национальная особенность, я не знаю, но у наших людей в плане отношения к своему здоровью есть две крайности: одни не вылезают из поликлиник, других палкой не загнать к врачу. И то, и другое – плохо.

Нужно не забывать, что в структуре онкозаболеваемости большую долю – до 80% – составляют опухоли внутренних локализаций – легкие, печень и почки, органы желудочно-кишечного тракта, тело матки. Часто они долгое время протекают бессимптомно, так что вовремя обнаружить их можно только при регулярном профилактическом обследовании.

Есть и другая сторона: из 8556 впервые выявленных диагнозов за 9 месяцев прошлого года 1474 злокачественных новообразования (а это более 17%) были обнаружены в запущенной стадии, и большая часть этих патологий оказалась наружными локализациями (!). Это означает, что пациенты просто не могли их не замечать: язык, десны, полость рта – 49% запущенных случаев, молочная железа – почти 30%, рак полового члена – 25%, опухоли глаза – около 39%! Как еще можно «загнать» человека к врачу, когда даже собственные гниющие органы для него не аргумент?

– Готово ли сегодня первичное звено качественно диагностировать онкологические заболевания? Хватает ли квалификации у специалистов?

– Если вы имеете в виду уровень онкологических знаний у врачей и среднего медицинского персонала общей практики, этот вопрос мы закрыли. С позапрошлого года на уровне федерального Минздрава проводится электронный образовательный курс по онкологии, который обязаны проходить все врачи общей практики и участковые терапевты. Он посвящен онконастороженности и непосредственно методикам диагностики злокачественных новообразований. Врачи не просто начитывают теоретическую информацию, но и выполняют целый ряд практических занятий. За 8 месяцев этого года таким образом в крае прошли обучение 560 участковых терапевтов и 590 врачей общей практики – это чуть больше 70% от общего числа специалистов.

Кроме этого ежегодно на базе нашего диспансера проводится не менее 10 очных семинаров и конференций для врачей и среднего медицинского персонала по диагностике и лечению онкозаболеваний. Результат очевиден: выявляемость онкопатологий в смотровых кабинетах и ФАПах очень высокая. Например, из всех активно выявленных злокачественных новообразований наружных локализаций за 9 месяцев 2018 года почти половина диагнозов была установлена именно на уровне работников смотровых кабинетов и ФАПов.

Другое дело, что любая система, к сожалению, не может работать идеально, везде присутствует человеческий фактор. Недавно я разговаривал с пациенткой. Третья стадия рака молочной железы. Спрашиваю: «Вас на диспансеризации смотрели?» – «Через футболочку прощупывали». – «Вы как возрастной пациент наверняка часто бываете в поликлинике. В смотровой кабинет зазывали?» – «Нет, не зазывали». Причина этой ситуации – недостаток не онкологической, а человеческой квалификации. Это исключительно административный вопрос, и решать его нужно на уровне руководителей организаций.

– Болезнь выявлена, диагноз утвержден. Встает вопрос обеспечения лекарствами. И всем ли нуждающимся пациентам хватает обезболивающих препаратов?

– Никакого дефицита лекарств не существует. В нашем диспансере заявка формируется с учетом запаса от трех месяцев до полугода. Случаев, чтобы лечение откладывалось из-за того, что нет необходимых базовых противоопухолевых препаратов, назначаемых в первой линии терапии, у нас нет вообще.

Что касается обезболивающих, в крае действительно был период, когда были перебои с поставками таких средств. Сейчас этой проблемы нет. При выписке из стационара, если показана противоболевая терапия, пациенту на руки выдаются необходимые препараты с запасом до пяти дней. С ними он спокойно может доехать до дома, попасть в свою поликлинику, чтобы дальнейшее противоболевое лечение получать уже по месту жительства. Дополнительно лечащий врач, выписывающий больного, обязательно созванивается с участковым терапевтом или начмедом и предупреждает, что к ним в район едет паллиативный пациент, его нужно посетить и взять на контроль по противоболевому лечению.

Но если у пациентов, врачей в районах или фармацевтов возникают вопросы по обезболивающей терапии, они всегда могут задать их по круглосуточному телефону «горячей линии» 8-991-369-9487.

– Некоторые люди, например, актриса Анджелина Джоли, узнав о большой вероятности рака, удаляют себе грудь. Как вы считаете, можно ли даже с отягощенной наследственностью предохранить себя от болезни?

– Я знаю множество людей, у которых чуть ли не все родственники умерли от рака, тем не менее они сами живут и здравствуют до старости. Ученые до сих пор не знают той единственной причины, которую можно было бы однозначно обвинить в том, что именно она запускает патологические процессы.

А вот что я могу сказать с полной уверенностью, так это то, что здоровый образ жизни еще никому не помешал. На самом деле соблюдать эти прописные истины несложно: не переедать, предохранять себя от стрессов, во всем придерживаться принципа натуральности – кормить грудью, избавиться или уменьшить количество бытовой химии дома, покупать одежду, мебель и прочее из натуральных материалов, употреблять продукты с домашнего огорода… Обязательно вовремя посещать врача. И старайтесь поменьше «примерять» онкологию на себя: тот-то родственник болел, такие-то хронические заболевания имею. Наши мысли материальны. Больше радуйтесь жизни, занимайтесь любимым делом хотя бы на уровне досуга.

Беседовала Юлия КОРЧАГИНА

Важно

Для эффективной профилактики крайне важно соблюдать сроки регулярных скринингов.

Молочные железы: после 30 и до 40 лет ежегодно проводится УЗИ. После 40 лет женщине необходимо обязательно пройти маммографию и на приеме у врача-гинеколога или маммолога определить дальнейшую тактику наблюдения.

Женские половые органы: при отсутствии показаний начиная с 21 года или не позднее чем через 3 года после начала половой жизни – ежегодный прием гинеколога и кольпоскопия.

Мужские половые органы: при отсутствии жалоб и показаний – ежегодный осмотр в смотровом кабинете.

Кожные покровы: при отсутствии жалоб и показаний – ежегодный осмотр в смотровом кабинете.

Прямая кишка: при отсутствии жалоб и показаний – ежегодный осмотр в смотровом кабинете.

Профилактическое УЗИ внутренних органов – 1 раз в год.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *