Катя из гастронома и мишки из МЧС: как животные попадают в цирк


14 марта 2020 г.

Основной тренд развития классического цирка — гуманное отношение к животным, в этом убедился корреспондент Горсайта, побывав на генеральной репетиции перед премьерой циркового шоу «Морские забавы».

Руководитель циркового шоу «Морские забавы» заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Александр Михайлович Иванов рассказал о том, как обычно попадают в цирк животные:

— Два варианта: или в зоопарке они рождаются, нам предлагают, артист приходит и забирает. Или же вот люди какие-то приносят. В Иркутске нам сотрудники МЧС шесть лет назад принесли двоих медвежат, потому что кто-то подбросил эту коробку прямо на дорогу на трассе, это был ноябрь-декабрь, и они просто замерзли бы через пару часов. Проехала мимо машина, увидели эту коробку, подобрали и привезли в цирк, мы, конечно, согласились их взять. Вот такая история простая. Теперь эти медвежата прекрасно у нас работают.

Как-то в Ленинграде мы гастролировали, нам позвонила из гастронома заведующая — говорит, у нас вот у одного грузчика живет медведь в подсобке. Но пока он был маленький, он с ним игрался, а сейчас он вырос, к нему боятся подойти, бросают ему только еду. Это была медведица, Катя. Она была истощена, её неправильно кормили, мы её в течение года только восстанавливали. А потом она много лет у меня работала. Её так и называли, Катя из гастронома.

А первый медвежонок у нас появился 1 мая 1977 года, мы поехали на гастроли из Новосибирска во Владивосток, и там военные моряки принесли нашего первого медвежонка — гималайского. Мы взяли это медвежонка, назвали его Чубчик и он стал первым медведем, который в мировом цирке стал ходить по канату. Сейчас мы специально не делаем особо сложные трюки под куполом цирка (раньше мы их делали). Сейчас у нас медведь ходит на маленькой высоте по канату, потому что я понимаю, что для них это определенное стрессовое состояние. И поэтому мы стараемся, чтобы животные комфортно работали, чтобы для них не было стресса. Он на дерево прекрасно залезет, а вот оторваться ему трудно. Поэтому вы увидите — все трюки — у нас медведь крутит штурвал, он ходит по проволоке не очень высоко, это трюки легко делать, и он спокойно их делает. Это сегодняшний день. А вот 20 лет назад мы ставили очень рискованные смертельные трюки под куполом цирка, сейчас мы от них отказались.

Александр Иванов рассуждает про дрессировку животных: «Плохо, когда зритель видит в манеже, как животное делает несвойственные ему какие-то трюки, да? Например, тигра заставить на передних лапах встать. Вы знаете, что тигр может прекрасно прыгать, прыжки — самый главный конек тигра. Юрий Александрович Сосин строит свой номер как игру. Здесь не происходит дрессировка животного, здесь происходит игра животного. Посмотрите, какие собачки, как они с огромным удовольствием выбегают на манеж, потому что знают — здесь им тут будет интересно поиграться. Они думают, что они играют, им интересно на манеж выходить.

Юрий Александрович Соснин, заслуженный артист России, из старинной цирковой династии, в этой программе выступает с номером «Дрессированные собачки», он поделился своим видением о том, как должен выглядеть современный цирк:

— Есть те, кто пошёл по лёгкому пути — показ костюмов, показ моды: красивые костюмы, красивые танцы, красивый балет, красивых животных купили. И все ах, ох. Вот накуплю я красивых собак, 50 штук, они будут тут носиться, полный манеж. Зритель домой придёт — а что там было в цирке? Ничего не помню, одна мишура и блёстки. Конечно, не должен выходить артист в трусах и майке, но цирк будет всегда идти вперёд за счёт прекрасных трюков и номеров.

Мы строим так нашу программу, чтобы был действительно цирк, а цирк – это трюк, чтобы зрителю было интересно смотреть и удивляться – а как же он это сделал? Вот стоит музыкальный клоун, Сергей Юрьевич Клюев, это очень и очень смешной клоун. Я хочу зрителям сказать, что у нас на самом деле так мало хороших клоунов. Обычно вышел, вытащил зрителя и начинает над ним издеваться. Зритель пришел в цирк, он хочет отдохнуть, посмеяться. А его тащат куда-то. У нас этого категорически нет, мы против этого.

Как животные переживают переезды, когда вы гастролируете?

— Да пешком идут, по рельсам, в зубы колбасу и давайте до Новосибирска… — смеются артисты. – Не так, конечно. Мы заказываем хорошие теплые машины, проверяем, есть ли тепло. У нас есть специальные клеточки, где они живут. В них грузим, закрепляем всё. Там едет в этой машине человек, который за ними ухаживает. И вот так едут 2, 3, 4 дня бывает. Мы и пароходом плыли, и самолетами летали.

Может ли существовать современный цирк без животных? Нет, считают артисты, это не будет интересно зрителям, это получится какое-то кино в цирке. Александр Иванов рассказал, что летом был на цирковых шоу в Париже и Монако, там везде были дрессированные животные: верблюды, собачки, кошки, дрессированные тигры, была потрясающая конюшня с блистательной работой: «Можно говорить разное о цирке, но классический цирк без животных пока существовать не может, это будет не интересно. Про гуманное отношение — согласен. У нас есть ветврач, который следит за животными. Животные у нас в манеже очень ухоженные. Для нас животные – это наши партнеры и мы так к ним и относимся».

 

Гастроли циркового шоу «Морские забавы» начинаются 14 марта и продлятся до 19 апреля.


Елена Волжанкина

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *