«Компания года/Персона года-2018». Ритейл: захватить рынок

«Компания года/Персона года-2018». Ритейл: захватить рынок«Мария-Ра»

По итогам 2018 года сибирский рынок ритейла пережил очередные пертурбации. Банкротство одного из крупнейших региональных игроков в этой сфере — ООО «Компания Холидей» и значительное сворачивание «Универсамов удачных покупок» дало новые возможности для развития как федеральным игрокам, так и компаниям соседних регионов. Кто в этой ситуации смог усилить позиции — в материале «КС».

Среди критериев выбора «Компании года» по версии «КС» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и т. д.

Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании. Основой для анализа является имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала.

«Компания года»

Как ранее писал «Континент Сибирь», за период с октября 2017 года по октябрь 2018 года в Сибири закрылся 171 магазин сети «Холидей». Наиболее количество магазинов «Холидея» (17) среди продуктовых ритейлеров заняла петербургская сеть «Лента». Большая часть из них (9) расположена в Новосибирске. Напомним, что всего «Холидей» продал «Ленте» 22 своих магазина. В свою очередь 16 магазинов сети занял краснодарский «Магнит». В случае с этой сетью речь идет преимущественно об Омске, где было открыто 14 точек на базе бывших магазинов «Холидея». Также 16 площадок ритейлера достались «Пятерочке» (X5 Retail Group). 9 из них также находятся в Омске.

Иная расстановка сил наблюдается с новосибирскими сетями «Универсамы удачных покупок» и «Лидер экономии» братьев Евгения и Виталия Насоленко. По данным «2ГИС», год назад, в ноябре 2017 года, в Новосибирской области было 72 магазина сети сетей: 19 под брендом «Лидер экономии» и 53 под брендом «Универсам удачных покупок». Из них по состоянию на ноябрь 2018 года закрылось 57 магазинов (79%): 13 «Лидеров» и 44 «Универсама». Как посчитали по запросу «КС» в «2ГИС», 30 точек (53%) заняли магазины алтайского ритейлера «Мария-Ра» и одну точку — сеть «Ярче!». По остальным 26 площадям у аналитиков компании пока нет точных данных.

Таким образом, по итогам года можно утверждать, что именно алтайская сеть «Мария-Ра» семьи Ракшиных смогла в наибольшей степени воспользоваться сложившейся ситуацией на рынке и частичным уходом своих конкурентов. На сегодня именно этот ритейлер занимает первое место по количеству точек в Новосибирске и продолжает их наращивать.

Участники рынка не считают это случайностью. «Алтайский ритейлер еще лет 15 тому назад сформировал почти монопольно у себя в регионе эффективную сетку. Заработал большой собственный капитал, который был вложен в недвижимость, причем без кредитов», — пояснил «КС» глава крупного сибирского продуктового ритейлера на условиях анонимности. Таким образом, именно «Мария-Ра» становится «Компанией года» в сфере ритейла по итогам 2018 года по версии «КС».

«Персона года»

«Компания года/Персона года-2018». Ритейл: захватить рыноксеть «Ярче!»

Другим заметным игроком регионального рынка ритейла стала сеть «Ярче!», которую развивает томская KDV Group Дениса Штенгелова. Как ранее отмечал «КС», ее отличает современный дизайн формата «магазин у дома», а также демократичная ценовая политика. Это позволило ей развиваться высокими темпами, хотя по сути она в лоб конкурирует с федеральными сетями.

Важным отличием бизнес-модели «Ярче!» участники рынка называют то, что речь идет о не о чистом ритейле, а о сети от производственной компании. «Существует много холдингов с разными направлениями производств, и многие из них открывают свои фирменные магазины, например, Новосибирская птицефабрика, но модель «Ярче!» я считаю самой успешной. Такой формат показывает ритейлерам, что производители могут выживать, развивая собственную «розницу», — поясняла «КС» коммерческий директор «Сибирского Гиганта» Ольга Занина. Таким образом, наличие собственной розничной сети позволяет «Ярче!» увеличивать и реализацию собственной продукции. «Сеть спокойно идет в лобовую конкуренцию с «Магнитом» и «Пятерочкой». Это смелая и редкая стратегия», — признает глава сети дискаунтеров «Низкоцен» Виктор Шкуренко.

«Компания года/Персона года-2018». Ритейл: захватить рынокДенис Штенгелов. Фото: ifvremya.ru

Несмотря на то, что работающие в Новосибирске ритейлеры некоторое время пытались противодействовать «Ярче!», в частности, одновременно отказались от закупок продукции KDV Group, практика показала, что томскую сеть это не остановит. И сегодня как местным, так и федеральным ритейлерам приходится считаться с «Ярче!» и ее продолжающейся экспансией.

Во многом результаты сети обусловлены именно действиями топ-менеджмента предприятия. Таким образом, «КС» признает главу KDV Group Дениса Штенгелова «Персоной года» в сфере ритейла по итогам 2018 года.

«Компания года»-2018 в сфере ритейла — «Мария-Ра»

«Персона года»-2018 в сфере ритейла — Денис Штенгелов

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *