Не оригинальный, но свой

Развитие фармацевтического бизнеса в Сибири будет связано с инновационными разработками и производством на базе новых предприятий, совмещенном с производством большинства основных традиционных препаратов

Не оригинальный, но свой

Фармацевтическая промышленность Сибири ожидает новых благоприятных условий для своей производственной и сбытовой деятельности. В их числе:

– внедряемая система маркировки препаратов, в конце концов защищающая потребителей от некачественной продукции, а производителей — от контрафакта и недобросовестных конкурентов;

– введение новой версии программы поддержки фармацевтической и медицинской промышленности «Фарма-2030», стимулирующей разработку и производство инновационных, современных лекарственных препаратов и замещение ими импортной продукции и фармацевтических субстанций;

– осуществление технологического перевооружения фармацевтической отрасли.

Пожалуй, самое важное обобщающее экономическое следствие этих процессов заключается в том, что производство отечественных, в том числе произведенных на сибирских фармацевтических предприятиях инновационных препаратов, станет сильным стимулом для отечественной фармацевтической промышленности — дженерики («не­оригинальные» лекарственные препараты), а их доля пока только увеличивается, сейчас — не менее 63%, постепенно будут вытесняться современными оригинальными лекарствами. В специализированных аналитических организациях — таких как, например, DSM, AIPM, АРФП, а также в фармацевтических изданиях и в докладах фармацевтических конференций ежемесячно публикуются сведения о динамике российского фармацевтического рынка, изменения в его структуре, новые или продолжающиеся тренды. Так, сегодня примерно 70% препаратов на российском рынке в стоимостном выражении являются зарубежными, а 85% активных фармацевтических субстанций, из которых и изготавливаются лекарства отечественными производителями, — импортированы из Франции, Германии, Италии, Чехии, Индии и других стран с развитой фармацевтической индустрией.

Не оригинальный, но свой

Рейтинг 45 крупнейших компаний фармацевтической промышленности Сибири (по данным 2013–2016 годов)

Фармацевтические предприятия Сибири вынуждены сталкиваться с продолжением (а не ослаблением) усиления конкуренции с зарубежными производителями на внутреннем рынке, в том числе, за счет локализации производства на территории страны (читай — «фасовка»), усилением регуляторного воздействия государства на отрасль и на фармацевтический рынок, зависимостью от импортных фармацевтических субстанций, смещенная ориентация на внутренний рынок.

Как видно по представленному рейтингу, в частности, следует обратиться к графику 1 «Распределение выручки и чистой прибыли крупнейших фармацевтических предприятий Сибири в 2016 году», к лидерам регио­нальной отрасли с объемом реализации выше 700 млн руб­лей относятся всего 12 предприятий — «Фармасинтез», «Эвалар», ПФК «Обновление», «Вектор-Бест», «Фармстандарт-Томскхимфарм», «Красфарма», «Алтайвитамины» и «Органика», «Новосибирскхимфарм», «Вектор-Медика», «Усолье-Сибирский ХФЗ», Авексима-Сибирь» (новый бренд Анжеро-Судженского химико-фармацевтического завода).

Заметно, что ситуация в фармацевтической отрасли Сибири в целом развивается по благоприятному сценарию: темп прироста в 2016 году (а, вероятно, что схожие темпы будут отражены и в отчетных периодах 2017 и текущего годов) заметно выше среднегодовых (см. таблицу 1) — 20,21% простив 12,5%. Однако ряд крупнейших производителей после динамичного разгона сбавил обороты — «Фармасинтез» и «ПФК «Обновление» показывают существенный прирост выручки (35,5% и 21,3%, соответственно), но в предыдущие периоды им удавалось развиваться еще быстрее. В этой связи также вполне понятны намерения сибирских фарм­компаний по развитию производственного и маркетингового направлений бизнеса. На иркутском «Фармасинтезе» введена в строй новая фасовочно-упаковочная линия немецкого производителя Romaco, установлено специализированное оборудование Glatt Rommelag, GF, Cosmec, Atlas Copco, AGG Pam Pac, Neomachin — это не только повысило качество продукции и производительность труда, но и существенно увеличило производственную мощность цеха, а, следовательно, и предприятия в целом. Предприятие получило сертификаты соответствия GMP, сертификаты ISO 9001:2008, а центр исследований и разработок работает по всем готовым лекарственным формам, включая предварительно наполненные шприцы и картриджи, ведет работы по разработке новых инновационных и дженериковых препаратов, поиск новых молекул для лечения туберкулеза и ВИЧ/СПИД, онкологических заболеваний.

Известно о планах новосибирской ПФК «Обновление» до конца 2018 года расширить производственную и логистическую инфраструктуру: компания построит на своей площадке крупный складской корпус и новое опытное производство. Сегодня заявки по некоторым видам продукции компании, работающей под брендом Renewal, существенно превышают производственные возможности.

Не оригинальный, но свой

Динамика выручки и чистой прибыли 45 крупнейших фармкомпаний Сибири в 2013–2016 годах

Не оригинальный, но свой

Квантильная концентрация выручки 45 крупнейших фармацевтических компаний Сибири

Очевидным аутсайдером остается сибирское предприятие федеральной группы «Фармстандарт» — «Томскхимфарм»: снижение выручки у компании наблюдается с 2014 года. В ближайшие время на предприятии будет осуществлена перепланировка промышленного участка с целью приведения в соответствие с требованиями правил GMP, и организация выпуска новых препаратов в рамках заключенных контрактов с международной инновационной компанией BIOCAD. Снижение объемов производства «Томскхимфармом» в натуральных показателях составило в 2016 году 34%, что связано в основном с продолжением процессов модернизации линий для оптимизации рабочих процессов и повышение рентабельности производства. Так, из Томска на предприятие «Фармстандарт-Лексредства» осуществлен трансфер производства препаратов, рентабельность производства которых достигается на предприятиях, обладающих значительными мощностями. Вместе с тем, «Фармстандарт-Томскхимфарм» сконцентрируется на производстве высокомаржинальных, но небольших по объему выпуска в упаковках препаратах.

Не оригинальный, но свой

Рейтинг 45 крупнейших компаний фармацевтической промышленности Сибири (по данным 2013–2016 годов)

Также нельзя не отметить и такие факторы развития сибирских фармацевтических предприятий, как ориентация на стимулирование исследовательского направления, расширение торговли в рамках Евразийского экономического союза, стремление к организации экспортных каналов поставок своей фармацевтической продукции, нацеленность на производство дженериков, а не оригинальных брендовых запатентованных лекарственных препаратов, стремление к получению сертификатов соответствия стандартам GMP. Тем не менее, вывод на внутренний рынок новых лекарственных препаратов можно считать основной стратегией развития фармацевтических компаний Сибири.

В начале 2017 года на базе ряда российских компаний по всей производственной и сбытовой цепочке — производитель-дистрибьютор-аптека-больница — запущен пилотный проект по внедрению и тестированию системы прослеживаемости лекарственных препаратов, которая должна быть распространена на всех участников фармацевтического рынка с 1 января 2019 года. Система призвана, в первую очередь, обеспечить защиту населения от фальсифицированных лекарственных препаратов и оперативное выведение из оборота контрафактных препаратов, а также «нейтрализовать» недобросовестных поставщиков. Несмотря на опасения некоторого государственного контроля за товарными и денежными потоками и затрат на ее внедрение и обслуживание, практически все производители фармацевтической продукции отмечают ее необходимость и положительные эффекты. Внедрение системы создает возможности для производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов достоверно анализировать данные о движении и продажах препаратов практически в режиме реального времени. В таком случае эти данные могут быть использованы фармацевтическими компаниями, в частности, при реализации стратегии по увеличению оборачиваемости товарных запасов или более эффективному контролю за дебиторской задолженностью. В системе мониторинга могут быть сформированы огромные массивы данных, анализ которых позволит повысить эффективность мероприятий по продвижению и рекламе лекарственных препаратов, что, в свою очередь, может значительно изменить характер взаимоотношений производителей, дистрибьюторов, аптек и госпитального сектора. Другими словами, те производители и импортеры, которые смогут адекватно обработать большие массивы данных, смогут получить существенные преимущества, создав более грамотную маркетинговую конкуренцию другим производителям на конкретных сегментах фармацевтической продукции.

Не оригинальный, но свой

5 наиболее динамичных фармкомпаний Сибири по приросту выручки

Не оригинальный, но свой

5 наиболее рентабельных фармкомпаний Сибири

Не оригинальный, но свой

5 наиболее прибыльных фармкомпаний Сибири

Остается сказать, что основная идеология развития фармацевтического бизнеса в Сибири будет связана с активной поддержкой инновационного направления развития фармацевтики на базе новых предприятий или линий, то есть с попыткой захвата существенной доли фармацевтического рынка российскими современными препаратами наряду с развитием собственного производства большинства основных дженериковых препаратов. Налаживание выпуска дженериков не является сложным процессом как с точки зрения химии, технологий, так и экономики и распространения. Они не обеспечивают высокой рентабельности и сверхмаржинальности, как брендированные препараты, но обеспечивают загруженность мощностей и имеют растущий рынок потребления.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *