Николай Дворцов. Помним…

Николай Дворцов. Помним…
Фото Евгений НАЛИМОВ

В рамках краевого конкурса издана замечательная книга, посвященная жизни и творчеству фронтовика, члена Союза писателей СССР, заслуженного работника культуры РСФСР Николая Дворцова.

Ни на йоту не солгав…

«Когда колонна пленных остановилась, мы стояли на перекрестке и увидели то, что никогда уже не забыть… Много больных и раненых, их бережно поддерживали товарищи. Были и молодые, и пожилые. Но больше всего меня поразили их глаза. Когда я ночью молилась Господу Богу, чтобы он поддержал их, я вспоминала эти глаза. Мертвые, ничего не выражающие глаза людей, которым уже недолго осталось жить…» – это строки из «Дневника русской мамы», книги норвежки Марии Эстрем, спасшей многих и многих военнопленных в сороковые роковые.

С нею через десятилетия уже мирной жизни встретился известный писатель Николай Дворцов – бывший заключенный концлагеря, автор книг, суммарный тираж которых превысил миллион экземпляров. Роман «Море бьется о скалы», пожалуй, одно из известнейших его произведений. И рассказывает оно о самом тяжелом этапе жизни писателя.

Виталий Сафронов, работавший в шестидесятые годы прошлого века вторым секретарем крайкома ВЛКСМ, рассказал:

– Я тогда отвечал за связь с творческими силами. В то время на Алтае была мощная поросль талантливой молодежи. Она появилась еще и потому, что рядом с нею работали замечательные представители старшего поколения, в том числе и Дворцов.

Однажды мне предложили возглавить сборную молодежную туристическую группу, выезжавшую в Норвегию. Николай Григорьевич, узнав об этом, признался: «Виталий, моя мечта – побывать там, где я с моими товарищами нес эту страшную ношу». Я позвонил в ЦК ВЛКСМ, и Дворцова разрешили включить в состав делегации.

Главной нашей с ним задачей было побывать на месте бывшего лагеря. Дворцов рассказывал, что в лагере даже навесов для укрытия не было. Берег фьорда, северное море, ветер… Рядом с лагерем было болото – туда бросали тела умерших пленных.

Николай Григорьевич очень переживал перед поездкой, надеялся увидеть в Норвегии знакомых и «русскую маму». Помню, как нас встретили норвежские коммунисты и мы отправились в гости к одному из них. Как только зашли в квартиру, одна из присутствовавших там женщин воскликнула: «Николя!» – и достала фотографию, на которой был снят Дворцов с норвежскими друзьями после освобождения из концлагеря. Оказалось, что два его товарища умерли незадолго до нашего приезда… Вечер воспоминаний получился прекрасный, присоединилась к нам позже и «русская мама». Когда в Норвегии был Хрущев, он подарил ей соболью шубу. Она приехала в воротнике от этой шубы и с орденом Отечественной войны. Был очень теплый разговор, норвежцы пели русские песни – я более прекрасного звучания никогда не слышал. Норвежцы слова и мелодию запомнили на слух: они приходили к концлагерю, бросали через колючую проволоку пленным еду и слушали наши песни…

Апогеем, конечно, была поездка на фьорд. На месте бывшего лагеря оказалось ухоженное мемориальное кладбище – прекрасные памятники, дорожки и море цветов. Я помню, как Николай Григорьевич рыдал…

Татьяна исполнила дочерний долг очень вовремя. Такие книги, как дворцовские, сегодня крайне необходимы. Их писали люди, которые не могли солгать даже ни на йоту.

Дочерний долг

О каком долге говорил Сафронов? «Николай Дворцов: жизнь и творчество писателя в воспоминаниях, статьях и документах» – так называется книга, издание которой было подготовлено дочерью писателя Татьяной Гущиной. Теперь все поклонники творчества Дворцова могут узнать о жизни и судьбе писателя из первых уст.

– Я перечитала все книги отца, литературоведческие работы, посвященные анализу его творчества, – рассказала Татьяна Николаевна. – Когда я увидела, как много документов в ГМИЛИКА, Госархиве, и окунулась в обилие читательских писем, решила, что книга будет. Засучив рукава начала работать.

Изучив массу документов, я совершенно иначе увидела своего отца. Мне захотелось в сборнике очень полно, объемно воссоздать его образ. В главе «Остановиться, оглянуться» собраны воспоминания современников Николая Дворцова. Мне очень важно было дать слово самому отцу. Хотелось, чтобы со страниц сборника он разговаривал с читателями, поэтому здесь много отрывков из произведений, выступлений.

Работа над книгой дала мне лично очень многое. Я увидела удивительное поколение, особенно когда читала письма-отзывы на романы «Дорога в горах» и «Море бьется о скалы». Поколение читающее, любознательное, искреннее, открытое, скромное. Эти черты просвечиваются в письмах читателей, которые я не могла не привести в сборнике.

И вот еще что дала мне работа над книгой… Возникло ощущение, что я всю жизнь прожила в какой-то долине, а потом поднялась на стоявшую рядом гору и с высоты ее увидела весь жизненный путь отца, все ступени его биографии, все его творчество.

Работа над этой книгой потребовала много труда, энтузиазма и терпения. И я одна никогда бы не справилась. Большое спасибо за помощь Государственному архиву края, Государственному музею истории литературы, искусства и культуры Алтая, Алтайской краевой библиотеке им. В.Я. Шишкова за поддержку и помощь в этом проекте.

*   *   *

Новое прекрасное издание принесет немало пользы поклонникам творчества Дворцова и юным читателям, педагогам и сотрудникам библиотек. 

Кстати, сборник поступит в библиотеки края. Барнаульцы и гости города смогут познакомиться и с личной книжной коллекцией Николая Дворцова, хранящейся в фондах краевой библиотеки им. Шишкова. Она насчитывает 92 экземпляра с экслибрисами, автографами, дарственными надписями, пометками владельца на полях. 

Начальник отдела редких книг АКУНБ Наталья Воробьева уверена: «Эти книги, как любая личная библиотека, хорошо рассказывают о личности владельца. И, глядя на эту коллекцию, понимаешь: здесь – целый пласт истории культуры нашего края».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *