О чем молчит «Анюта»? Интригующая премьера НОВАТа

Под занавес 78-го сезона Новосибирский театр оперы и балета приготовил зрителям подарок — премьеру балетного спектакля «Анюта» по сюжету рассказа Антона Чехова «Анна на шее». Этой постановки легендарного балетмейстера Владимира Васильева на новосибирской сцене ждали многие. Балет оправдал надежды театралов. Но вряд ли кто-то мог представить, насколько острым, на грани политического скандала, может быть сегодня в руках интерпретатора сюжет, кажется, давно знакомого произведения

Но обо всем по порядку. Первое, что хочется отметить в новой постановке НОВАТа, —  это триединство первоклассной хореографии, выразительной актерской игры и роскошных декораций. По впечатлениям и эмоциям спектакль — почти мюзикл, только без вокальных партий: яркие сцены и балетный танец рассказывают без слов знакомую почти каждому историю бедной девушки, вышедшей замуж за богатство и положение.

Начинается балет со сцены отпевания матери Анны (партию Анны в разных составах спектакля танцуют Ольга Гришенкова, Анна Гермизеева, Ксения Захарова) и чтения молитвы «Отче наш». Печальную картину сменяет изображение бурлящей жизнью площади с горожанами и горожанками, занятыми своими будничными делами, — их яркие платья и щегольские костюмы мелькают на фоне живописных декораций города.

Стоит отметить, что массовые сцены спектакля особенно удались театру. Они поставлены необычайно эффектно — каждый персонаж здесь живет своей жизнью, и зрителю приходится распределять свое внимание, чтобы успеть рассмотреть всех героев.

Шумные сцены балета сменяются романтическими и комическими дуэтами. В первом случае это линия, отсутствующая у Чехова, — любовь Анны к обычному студенту, с которым она расстается, чтобы выйти замуж за богатого и высокопоставленного, но неприятного ей человека. Ну а с последним у нее складываются трагикомические отношения, выражаемые соответствующим танцем.

О чем молчит «Анюта»? Интригующая премьера НОВАТаФото Виктора Дмитриева

Вот Модест Алексеевич в исполнении Никиты Ксенофонтова забавно вытанцовывает перед своей возлюбленной, тряся мехами и собственным пузом. Вот неловко пытается проникнуть в ее альков. А вот в полусне-полубреду воздевает руки к своей «богине» Анне, образ которой для него сливается с образом ордена Святой Анны, который чиновник получит из рук Его Превосходительства за красивую жену.

Здесь нельзя не отметить реакцию искреннего восторга новосибирского зрителя на карикатурно-пародийный образ чиновника — мужа героини. Именно исполнители этой партии удостоились самых продолжительных аплодисментов на премьере спектакля. Смеем предположить, что столь бурный отклик связан не только с талантом артистов, которые, безусловно, танцевали виртуозно.

Еще более виртуозно Никите Ксенофонтову и Арутюну Аракеляну удалось актерски передать судорожную изломанность своего героя, который в общем-то почти всегда «не в себе», «сам не свой» (хорошие русские выражения, передающие суть типажа «государственного человека» в обществе, где государство однозначно понимается только как бюрократия, как сооруженная на бессмысленном подчинении «исполнительная власть»). Танец-тремор персонажа (под соответствующую музыку Валерия Гаврилина) транслирует его программную дефективную искусственность (в брейк-данс-стиле сломавшегося киношного робота 70–80-х годов) как перед начальством, так и перед подчиненными, его усилия выслужиться и угодить. Одна из самых ярких сцен спектакля — пляска мелких столпов государства, которыми руководит государственник покрупнее Модест Алексеевич, в свою очередь тающий и млеющий вблизи особы Его Превосходительства, про коего почти можно сказать: «Государство — это Он».

О чем молчит «Анюта»? Интригующая премьера НОВАТа

Новосибирцы оценивают звёзд Большого театра на сцене НОВАТа

Социальная сатира, отраженная в балете, вероятно, была хорошо понятна еще советским зрителям, впервые посмотревшим спектакль «Анюта» в телевизионной версии (а до того, возможно, не пропустивших фильм 1954 года с Аллой Ларионовой в главной роли). По сути, в советско-российских постановках «Анна на шее» — это многоплановое произведение, где все-таки на первое место выходит не романтическая линия героев, а социальная тема, актуальная и во времена писателя, и приобретшая куда большую, гротескную остроту в последующие периоды тотального засилья бюрократии (сталинско-брежневские и менее от нас отдаленные годы). А именно — тема внутреннего устройства «вертикали власти», такой помпезной извне и настолько трагикомической изнутри.

Советской аудитории балетная картинка служила постиллюстрацией к школьным урокам истории — где объясняли логичность и неизбежность падения «той власти» в 1917 году. Той, не «этой», которая в свою очередь смехотворно рухнула в 1991-м (через несколько лет после выхода телефильма). Что иллюстрирует — к зримому удовольствию и аплодисментам публики — возобновленный спектакль 2023 года, остается лишь догадываться. Нынешняя сразу «и та, и эта» власть — претендующая скрестить в себе советское с дореволюционным, — кажется, не в обиде. По реакции зала самый карикатурный персонаж постановки становится чуть ли не самым любимым, хорошо узнаваемым и осознаваемым. «Да, этот кукольный Модест выиграет в России любые выборы», — говоришь себе, заметив, что весь (заполненный) зал НГАТОиБ — его фан-клуб. И ведь выигрывает. Что как раз и символизирует Анна, которая в спектакле предпочла пузатое чудо, вступив на стезю скользкого, условного, «неистинного», «неподлинного» существования утилитарно-увеселительным придатком начальственных особ. Вертикаль засосала (ох уж этот великолепный русский язык, предусмотрительно оставляющий обе возможности для трактовки действия — как в ту сторону, так и в обратную; так кто там кого, с вертикалью-то?).

Вертикальная зовуще-сосущая ось нашей социальной жизни, она же труба, через которую откачиваются и улетучиваются в тлен недра реальности, сама реальность, само чувство реальности, не получила декоративно-наглядного представления в сценографии, а жаль. Надо было хотя бы нефтяную вышечку соорудить для красоты где-нибудь за церквями на горизонте, материализовать и актуализировать, так сказать, образ всероссийской соски. Но даже без наглядной политико-экономической ассоциации ясно, что перед нами метафорический, однако хрестоматийно-знакомый сюжет о том, как прекрасная Родина путается с Его Превосходительством. Такое часто у нас бывает, по слову известного литератора, но не Антона Павловича. Салтыкова-Щедрина, мастера афоризмов и фантасмагорий, в музыке Гаврилина и постановке Васильева, пожалуй, не меньше, чем Чехова. Иногда девушка Анна — просто девушка Анна: и Чехов тоже встречается. Но одного автора явно форсировали другим — и коктейль зашел. Не зря, кстати, папа Анюты воспроизводит привычный чеховский облик. По ходу спектакля героиня зримо дистанцируется от него, уносясь в дебри,  подведомственные другому писателю.

О чем молчит «Анюта»? Интригующая премьера НОВАТа
Что делал Моцарт, когда убивали Командора, и где был Вивальди 24 февраля?

Итого, обществу поднесли к глазам зеркальце — и ему понравилось. Можно сказать и так. Но когда-то зеркальце считалось кривым.

Постановщики, художники, музыканты оркестра, артисты новосибирского балета, создавшие это непростое, интригующее, многоуровневое театральное событие, заслужили зрительскую благодарность. Никите Ксенофонтову не привыкать играть комичных персонажей, вспомнить хотя бы его роль Алена в «Тщетной предосторожности». Оба эти образа заставляют изрядно попотеть ведущего солиста НОВАТа. Если в случае с Аленом помогает жаркая шляпа, которая однажды едва не довела артиста, по его собственным признаниям, до обморока, то в «Анюте» — большой накладной живот (каковой с не меньшим мастерством воздымал над сценой и Арутюн Аракелян).

«Очень много воды теряю в таком костюме. Но я надеюсь, мой образ получился интересным. Особенным. Мне было несложно исполнять роль, она близка мне по пластике. А то, что герой отрицательный… Для меня не обязательно находить положительные моменты, можно и отрицательного героя сыграть прелестно. Я люблю свой образ. Тем более танцую с такой прекрасной партнершей, как Оля Гришенкова. И Владимир Викторович [Васильев] заряжал нас энергией, которой у него, наверное, больше, чем у всей нашей труппы вместе взятой», — признался Никита Ксенофонтов.

А вот по словам его партнерши, ведущей солистки НОВАТа Ольги Гришенковой, для нее было важно переосмыслить образ своей героини, чтобы сделать его более положительным.

«Я для себя придумала продолжение истории — Анна вернется в семью, которую оставила после замужества, и поможет ей. Надеюсь, буду находить новые грани образа героини и совершенствовать его», — рассказывает Гришенкова.

Сам хореограф и постановщик балета Владимир Васильев особенно выделяет для себя в спектакле последнюю сцену — когда забытые Анной отец и братья печально бредут по запорошенной снегом улице. Впрочем, печальный финал балетного спектакля не оставляет у зрителя тягостного впечатления и вселяет надежду на то, что Анна, следуя желанию Ольги Гришенковой, и впрямь одумается и воссоединится со своей семьей, презрев все соблазны света.

«У этого спектакля есть одно очень важное для меня качество — все составы замечательные, я не могу выбрать один лучший, — признался Владимир Васильев. — Спектаклю уже 35 лет. Его очень любят не только зрители, но, главное, артисты — все хотят принимать в нем участие».

На вопрос, чем отличается постановка в НОВАТе от других постановок балета, балетмейстер дает неожиданный ответ… «Посмотрите, какой у вас снег — такого не было ни в одном театре! Потрясающие декорации. А какие костюмы! Как можно сравнивать этот спектакль с другими? Ведь это же не мертвый камень, который сформовали, и он разошелся тысячами экземпляров. Спектакль — это штучный товар», — говорит Васильев.

Отметим, что балет «Анюта» впервые был поставлен мастером в 1982 году для телевидения, получил множество призов и премий на международных фестивалях, и в 1986 году перенесен на театральную сцену в Италии, где его признали лучшим музыкальным спектаклем года. И только через полгода премьера «Анюты» прошла на сцене Большого театра в Москве.

О чем молчит «Анюта»? Интригующая премьера НОВАТа
Анна Жарова: 25 лет и один вечер. Юбилейный бенефис прима-балерины НОВАТа, а что потом?

Войдет ли новый балетный спектакль в коллекцию лучших постановок новосибирского театра? Вот что говорят уже посмотревшие премьеру новосибирцы, чьим мнением поинтересовался «Континент Сибирь».

Марина Кокоулина,
завсегдатай театра, экс-директор по розничному бизнесу филиала «Новосибирский» АО «Альфа-Банк»:

— Мне посчастливилось увидеть премьеру балета «Анюта» в Новосибирском театре оперы и балета. Впечатления просто потрясающие! Балет легкий, красивый, с грустинкой. Порадовал и прекрасный состав исполнителей НОВАТа.

Яркие сатирические образы, мастерски прописываемые артистами характеры — все это подчеркивает музыка, знакомая многим с детства. Конечно, не могу не отметить и потрясающую работу художника. Несомненно, балет «Анюта» — это еще один шедевр в копилке Новосибирского театра оперы и балета.

Браво всем, кто работал над спектаклем. Браво Владимиру Васильеву! Спасибо всем, благодаря кому у нас есть возможность видеть этот замечательный спектакль.

Виктор Буланкин,
автор и ведущий программы «Дом культуры» на телеканале НСК 49:

— В советское время активно продвигалась телевизионная версия балета «Анюта» — большая редкость по тем временам, и мое восприятие спектакля сегодня связано с этим опытом. Но теперь все воспринимается совершенно иначе. Изменилось и название театра — теперь это Новосибирский театр оперы и балета, — и сам балет изменился чрезвычайно. В нем использованы очень красивые решения, сценографические костюмы, пластика. Но есть то, на что я сразу обратил внимание, — некая «разорванность».

Как зритель спустя годы — от ТВ-версии до живого восприятия балетного спектакля — я сделал вывод, что в балете очень мало балета. Случайно, как мне показалось, подобрана музыка. Все превратилось в отдельно взятый бал-карнавал с фрагментами той истории, в которой героиня жертвует собой в силу обстоятельств и становится рабыней социального процесса, гибнет, растворяется, как в соляной кислоте, в тех условиях, о которых писал Антон Чехов.

Балет напомнил мне о другой, реальной истории — творческом вечере народной артистки России Анны Жаровой 7 марта этого года. Финальной частью выступления балерины в этот день как раз был фрагмент из балета «Анюта». И я вдруг понял, насколько пересекаются судьбы чеховской Анюты и Анны Жаровой. Балерина, отметившая 25-летие на сцене, вероятно, теряет статус примы театра. Она не участвовала ни в недавней премьере балета «Анюта» НОВАТа, ни в балете «Кармен» тремя месяцами ранее, когда на сцену вышла другая звезда.

Я все время думаю о трагизме балетных артистов, время которых в профессии ограничено. И поэтому особенно досадно, когда это время искусственно подрезается, и с ними вот так скоро расстаются. Финал спектакля «Анюта» тоже очень грустный и вовлекает в размышления о сегодняшнем дне.

Ближайшие показы балета «Анюта» пройдут в НОВАТе 20 и 21 июня. По последней информации, 21 июня партию Анюты в спектакле исполнит народная артистка России Анна Жарова.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте». Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *