Память о писателе-фронтовике Анатолии Соболеве хранят в селе Смоленском

Память о писателе-фронтовике Анатолии Соболеве хранят в селе Смоленском

Память о писателе-фронтовике Анатолии Соболеве хранят на его родине, в селе Смоленском.

На суд Шукшину

«Расстояние Сростки – Смоленское по трассе составляет 67 км, а по прямой – 44 км. Расчетное время преодоления пути на машине составляет 0:52» – такую информацию для туристов и автомобилистов выдает Интернет. Получается, что два наших знаменитых земляка, Шукшин и Соболев, могли бы встретиться? Увы, не случилось…

Сам Соболев об этом говорил вот что:

– Такой парадокс судьбы: одни и те же степи, одни и те же горы на окоеме, одно и то же небо было над головой; детство прошло в одних и тех же местах; Бийск, который потряс сельского паренька Васю Шукшина, и для меня был первым городом; был я знаком с его матерью, знаю сестру, племянников, его друзей… Однажды была безмолвная встреча с Шукшиным в коридоре студии имени Горького. Мы остановились на миг и даже оглянулись вслед друг другу…

Когда и почему оба они оказались на Киностудии им. Горького? Для режиссера и актера Шукшина этот визит – рядовой случай, а вот Соболев там оказался, вероятно, во время работы над фильмом «Письмо из юности», снятым по его сценарию. Значит, эта случайная не-встреча произошла незадолго до ухода Шукшина. Ведь снят фильм режиссером Юрием Григорьевым (!) был в 1973-м, а премьера его состоялась в марте 1974-го… Было и еще одно совпадение в судьбе двух земляков, о нем сказал известный писатель-маринист Николай Черкашин: «Оба они носили матросские бескозырки. Шукшин – на Черном море, Соболев – на Балтике и на Севере».

В каждом произведении Анатолия Соболева можно найти упоминание об Алтае. О роли же Шукшина в своем творчестве Анатолий Пантелеевич сказал сам на Шукшинских чтениях в 1979-м: «Свои планы, свои новые книги мысленно отдаю на суд ему. А что бы сказал Шукшин?» В начале же одного из знаковых, во многом автобиографичного произведения, «Награде не подлежит», Соболев рисует буквально ежедневное присутствие в своей жизни Шукшина: «По набережной проехала машина, вдоль стены косо скользнули желтые лучи фар, высветлив по очереди: то гравюрный портрет скуластого, с горькими глазами, земляка Василия Шукшина, думающего свою безысходную думу; то любимые ван-гоговские «Подсолнухи».

И после ухода «совпали» наши земляки: Соболевские чтения проходят на Алтае в одно время с Шукшинскими…

Чтения прошли…

Земляку и моряку
Соболеву Толе
Чтоб встречаться на веку
Дельно и по пустяку
Тыщу раз и боле
От всего сердца
(военно-морского!)

Такой автограф оставил на первой своей книге в сентябре 1965-го Игорь Пантюхов, третий из известных наших писателей – бывших моряков. В экспозиции соболевского музея в Смоленском можно увидеть еще немало изданий, подаренных нашему земляку друзьями-литераторами. Конечно же, есть там и книги самого Соболева, и вещи, ему принадлежавшие, – в учреждении воссоздан кабинет писателя. Именно туда в день Соболевских чтений первым делом устремляются гости. И узнают от хранителя Нины Финк удивительные вещи. Оказывается, с детства Соболев мечтал стать художником – в музее есть его рисунки. Еще экскурсовод сообщает, что первые свои рассказы писатель подписывал псевдонимом Сибиряк (но в Сибири прошли лишь детство и юность писателя!). Удивляются экскурсанты и такому факту: чтобы самому испытать то, о чем пишет, Соболев на полгода отправился на траулере «Аргунь» знаменитого Григория Носаля (тоже фронтовика) рулевым матросом…

Праздник в Смоленском напомнил мне Рождественские чтения в их самом начале – по душевности, приветливости и открытости принимающей стороны и по готовности гостей откликнуться. У второго музея села, краеведческого, писательские делегации встречены были веселыми песнями и богатым столом. Сбитень, каша в чугунке, пышные пироги – чем только не угощали гостей! Они ели-пили и пели-плясали… И, конечно же, благодарили веселых да хлебосольных хозяев – не стареющих душой ветеранов, их организатора Ольгу Нечаеву (что особенно приятно – нашу коллегу, журналиста районки) и главного хранителя районного краеведческого музея Дмитрия Нечаева.

В этот день и в библиотеке, и на стадионе райцентра выступали самодеятельные артисты и гости-писатели, звучали стихи и песни. Торжественно вручили Соболевскую премию: за популяризацию творческого наследия писателя ее получили музей Соболева и воспитатель группы продленного дня школы № 1 села Ольга Котова.

Конечно же, на аллее Победы все встретились у памятника Анатолию Соболеву. Проживший в Смоленском всего семь детских лет – с четырех до одиннадцати – писатель именно это село считал своей родиной и завещал похоронить себя здесь. Именно у памятника я заговорила с юными чтецами: нарядные девчушки заробели, но рассудительный, не по годам серьезный Захар Шестак («Перехожу в пятый «Б»!») согласился на мини-интервью.

– Скажи, Захар, каково это – читать книгу, в которой родное село описано?

– Интересно, конечно. В школе на продленке нам Ольга Николаевна читала «Грозовую степь» и «Данилкины рассказы». Понравилось, что тогда жили все вместе, дружили.

– А как жили твои родные дедушки и бабушки, тебе интересно?

– Да, мне бабушка рассказывала… Она раньше в Новичихе жила, к ней дедушка приезжал – они гуляли, на озеро ходили.

– А твои прадеды воевали на Великой Отечественной?

– Прадед Петя не дождался меня. А прадед Степан Викторович меня успел увидеть, на руках подержал. Я родился в 2008-м, а он погиб. Вот мой старший брат Егор его помнит…

На прощание, уже на бегу, задаю такой вопрос собеседнику:

– Захар, а что ж ты в лагерь не поехал, каникулы ведь?

– Неохота, что там?.. Тут речка теплая, ягоды. Тут – хорошо!

А вот и не сомневалась я. Потому что читала Соболева и малую родину его видела не раз…

…А проблемы остались

Три года назад «АП» уже писала о музеях в Смоленском и материал назывался «Храните ли?». Имелись в нем такие словосочетания: «зависит от финансирования», «ищет инвесторов», «грантовые программы», «будем надеяться»… Что ж, мы все еще надеемся. На кого, на что? Быть может, на то, что единственный в крае литературный музей писателя-фронтовика перейдет под крыло краевого Минкульта? Станет филиалом ГМИЛИКА (уж тот-то замечательно окормляет свои детища)? Или о своем любимом писателе вспомнит братство моряков, герои ВМФ? А пока… Смоленцы делают все, что могут, и даже больше. Но как бы они ни старались, без посторонней, то есть нашей общей, помощи им не обойтись.

Стиль и орфография приведенных документов сохранены.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *