Подводная атомная лодка «Барнаул» ушла на покой

Подводная атомная лодка «Барнаул» ушла на покой

Закрылась последняя страница судового журнала подводной атомной лодки Тихоокеанского флота «Барнаул». На субмарине спущен Андреевский флаг, она отбуксирована в бухту Чажма – последний приют отслуживших боевую службу российских кораблей перед разделкой их корпусов «на металлолом».

В истории Военно-морского флота современной России было сразу два атомохода с названием «Барнаул». Это были лодки разных проектов, говорят военные корабелы. И все они оставили заметный след в глобальном противостоянии с США и НАТО. Одну из них еще при рождении назвали убийцей авианосцев, другая привела к международному скандалу… между США и Японией.

Кто сильнее: «Лось» или «Акула»?

Это были 80-е – времена, когда глубины океанов бороздили сотни атомных субмарин под разными флагами. Они могли из любой точки Мирового океана поразить цели на земле, на воде и в воздухе. Американцы гордились «Лос-Анджелесами». Эта стальная лодка эффектно выпрыгивала из воды, с глубины 250 метров, подобно киту. Её боевые качества, надежность, а главное, малошумность служили мировыми стандартами. Её спроектировал выходец из России (семья эмигрировала еще до Первой мировой войны. – Ред.) четырехзвездный адмирал ВМС США Хайман Риковер. Наши подводники называли их «Лосями».

Советский 971-й проект «Щука-Б» должен был превзойти возможности американцев по всем параметрам. 114-метровый корпус планировалось делать из титана, лодка должна была погружаться до 500 – 600 метров, передвигаться в подводном положении со скоростью 60 км в час. Самое главное даже не вооружение – японская «Тошиба» секретно поставила СССР высокоточные металлорежущие станки, с их помощью мы сделали чудо-винты, которые в 4 – 4,5 раза уменьшили шумность субмарин. Это привело к большому международному скандалу, японскую компанию даже хотели лишить экспорта в США.

Российские «акулы» – так их окрестили натовцы – перевернули представления наших вероятных противников об операциях на море. Командира одной из лодок 971-го
проекта капитана 1 ранга А.В. Буриличева представили к званию Героя Российской Федерации. Он пристроился за американским атомным подводным крейсером в момент его выхода с военно-морской базы в Атлантике и несколько суток абсолютно незамеченным преследовал его буквально по пятам. В момент конфликта ничего не подозревающий противник был бы уничтожен незамедлительно.

«Щуки-Б» нарекались именами первых российских подводных лодок: «Нерпа» и «Лео­пард», «Тигр» и «Морж», «Вепрь» и «Дракон»…

«Скрытные, а потому недосягаемые для противника АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью», – писали российские военные обоз­реватели.

«Щука-Б» стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде. К-263 «Дельфин», впоследствии «Барнаул», 9 мая 1985 года заложена на судостроительном заводе им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. 31 декабря 1988 года вошла в состав 45-й дивизии 2-й флотилии подводных лодок Тихоокеанского флота. Суммарный боекомплект – более 40 единиц средств поражения. Однако на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением, то есть ракетоторпеды «Шквал» и «Водопад», а также КР типа «Гранат».

В 1990 году К-263 совершила свою первую и единственную боевую службу, после чего стала учебной для экипажей подлодок своей серии.

В 2001 году командование и личный состав лодки выступили с инициативой присвоить субмарине имя города Барнаула. 27 апреля этого же года в администрации и городской Думе это нашло поддержку.

9 февраля 2002 года получила наименование «Барнаул» в связи с установлением над ней шефских связей администрацией краевой столицы. Подводники и их шефы не раз обменивались многочисленными делегациями. Экипаж во главе с командиром отдыхал и проходил лечение в Белокурихе.

Появление уже после окончания «холодной войны» в составе Российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в Конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:

* потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;

* оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

В результате этих договоренностей под резак попала еще одна лодка «Барнаул» – Северного флота, которая была в полтора раза крупнее тихоокеанской.

К-160

Подводные лодки проекта 949А «Антей», или «убийцы авианосцев», являются самым многочисленным классом кораблей, на вооружении которых находятся ракеты «Гранит», также корабли этого класса являются лидерами по количеству пусковых установок «Гранит» на одном носителе. В настоящее время подводные лодки проекта 949А совместно с бомбардировщиками ТУ-22М3 авиации ВМФ России являются основным средством противодействия ВМФ России ударным авианосным группам ВМС США. Стоимость АПЛ – 226 млн руб. на середину 1980-х, около 10% стоимости авианосца «Нимиц».

«Антеи» носили в том числе названия сибирских городов – Красноярска, Иркутска, Омска, Томска, но «прославились» «Курском», что получил разрушения головной части и затонул со всем экипажем во время учений в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

К-160 с названием «Барнаул» в 2002 году на «Севмаше» была готова на 49 процентов. И была разобрана на запчасти для других лодок! Возможно, такому решению поспособствовало развитие противолодочной обороны США и НАТО. Времена даже сверхтихих «Щук-Б» закончились? Специальные поисковые корабли противника теперь могли обнаружить субмарину за 350 км. Мелководное Баренцево море с его глубинами в 250 метров в таких условиях стало похоже на домашний аквариум. Теперь для каждой нашей подлодки составлялся индивидуальный гидроакустический портрет.

Примечательно, что еще в 2001 году даже краевые СМИ путали наши подлодки: учебную, полуразобранную на запчасти тихоокеанскую «Щуку-Б» – «Барнаул» называли убийцей авианосцев.

Эстафету подхватили десантники

Использование в названии военной техники слова «Барнаул» на этом не закончилось.

В 2015 году подразделения противовоздушной обороны ВДВ получили самую современную в мире интеллектуальную систему ПВО – «Барнаул-Т». Что послужило первопричиной такого названия – военная тайна. Ведь данный комплекс никогда не проектировался и не производился в столице Алтайского края и даже в Сибири.

«Барнаул-Т» сокращает время для поиска и уничтожения воздушной цели в десятки раз и защищает десантников от воздушного противника даже на территории врага. Интеллектуальная система может вести порядка 100 целей одновременно в радиусе 400 км. «За рубежом существуют аналоги данной системы, но по своим тактико-техническим характеристикам отечественная разработка их значительно превосходит», – констатирует телеканал «Звезда».

Турецкий «Алтай»

Где Барнаул, там и Алтай. Турция – горная страна, и что подвигло тамошних конструкторов заниматься тяжелым танкостроением? С двигателем в 1500 л. с. бронированный монстр должен был двигаться со скоростью 70 км в час. Помогают им в этом, кстати, южнокорейцы. Турецкий «Алтай» должен превзойти германские «Леопарды» и быть на равных с российским Т-90 и украинским «Оплотом».

Танк был назван в честь генерала Фахреттина Алтая, который командовал кавалерийским корпусом во время войны за независимость Турции 1919 – 1923 годов.

Первый образец 60-тонного танка с гладкоствольной пушкой 120 мм был представлен общественности 11 мая 2011 года на выставке вооружений IDEF-2011, которая проходила в Стамбуле.

В создании новой боевой машины широко использовался опыт, накопленный корейцами при создании собственного танка K2 «Чёрная пантера». Внимательный читатель заметит тут элемент реинкарнации, который присущ всему, что связано с Барнаулом и Алтаем. Так, «Дельфин» в конце концов превращается в «Барнаул», а «Черная пантера» – в «Алтай». «Турок» должен заменить используемые ныне немецкие «Леопард 1», «Леопард 2» и американские M48 и M60. Серийное производство танков намечено на конец 2020 года, а поставки на вооружение начнутся в 2022 году.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *