Шёл по улице индеец. Как «Чингачгук» работает на Соленом озере аниматором

Шёл по улице индеец. Как «Чингачгук» работает на Соленом озере аниматором
Фото Евгений НАЛИМОВ

Держа под уздцы своего длинногривого коня, по сельской улице шел смуглолицый… индеец. Прохожие не обращали на него внимания, словно в Сибири на каждом шагу можно встретить Чингачгука. Привыкли уже жители Завьялово к Аджи Кантиеву и его добрым чудачествам.

Аджи и Алмабика

Аджи – «старший, достойнейший в роду» в переводе с татарского. Алмабика – «женщина с яблоком» по-башкирски. Те, кто знает Кантиевых, подтвердят: имена свои супруги носят заслуженно.

Едва начинается сезон на соленых озерах, они одеваются в национальные одежды и вывозят фамильный контактный мини-зоопарк на побережье, где с мая по сентябрь полным-полно отдыхающих.

Сфотографироваться с добрым индейцем-аниматором или покататься на пони может любой желающий за небольшую плату – «лишь бы на корм лошадкам хватило», а то и вовсе бесплатно, если Аджи видит, что семья небогата или ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

В последние годы на соленых озерах многое изменилось к лучшему, появились домики и номера на все кошельки и уровни комфорта. С детской же анимацией по-прежнему негусто. И Кантиевы стараются. Знают, конечно, что богатства таким промыслом не нажить. За радость, подаренную туристам со всех уголков страны, полагается другая награда – не денежная.

Аджи из семьи репрессированных крымских татар. Еще в войну подростками его родители были отправлены на Урал, где валили лес. Лишь в середине пятидесятых им позволили уехать, но не на родину, а в любое место, где осваивали целину. Они выбрали сытный и теплый Казахстан, где и встретились позже Аджи и Алмабика.

Жили в Алма-Атинской области безбедно, растили детей, держали хозяйство. Но после распада СССР и их жизнь развалилась, как им тогда казалось. Супруги – строители. А стройки в начале 90-х встали первыми.

– Работы для нас не было никакой. Мы по инерции еще предлагали свои услуги по организациям, калымили, когда получалось. О живых деньгах и думать забыли. С нами то тёлкой рассчитаются, то коровой. А потом попробуй ее продай… Дальше – хуже. Нам запретили сено для скотины косить – земли-то все распродали. Однажды Аджи поехал на покос, так его с ишаком чуть трактором не переехали. На Алтае мы впервые побывали по приглашению Александра Марченко, друга детства Аджи. Нам здесь так понравилось, что в Казахстане мы все распродали как могли и сюда перебрались, – рассказывает Алмабика Салаватовна.

Пони тоже кони

– Я с 1995 года на Соленом озере аниматором. Тогда народ к нам в Завьялово еще «дикарями» ездил, никакой инфраструктуры не было. Конечно, мне моя летняя работа нравится. Это же такая радость – ребятишек катать. Людям интересно, это очень популярные развлечения. Цен никогда сам не назначаю, что люди дадут, на том и спасибо, – улыбается добродушный хозяин.

Конечно, не манной небесной кормятся Кантиевы, семья большая и дружная, двое детей, шестеро внуков, седьмой на подходе. Держат большое хозяйство, на ногах с утра до ночи. Огород, лошади, гуси, индоутки, бараны, среди которых есть знатный трехлеток Борька, стокилограммовый чемпион-производитель. Зимой, когда туристов нет, это уже не контактный зоопарк, а семейное подворье. Пони смотрятся там инопланетянами. За ними Аджи с сыном Рашидом в Новосибирск ездили. Повезло мужикам – цена на обученных, тренированных мини-лошадок на тот момент как раз упала со 120 тысяч рублей до 70 тысяч. Плюс сэкономили на транспортировке – везли сами на своем грузовичке «Тойота Хайс».

Без хозяйства немолодым супругам никак: весь трудовой стаж Аджи и Алмабики, теперь уже россиян, остался в Казахстане на расформированных предприятиях и подтвердить его сейчас почти невозможно. А без этих справок человеку не оформить пенсию. О том, что будет дальше, они стараются не думать. Кормятся своими трудами, а в свободное время готовятся к лету. Алмабика делает национальные костюмы народов мира, хоть знакомый башкирский, хоть викингов – ей все по силам, всему научилась за долгую жизнь. Может дом построить, чак-чаком полсела угостить или новым творением умелых рук своих местных жителей удивить.

– Жена специализировалась на мозаике, она художник, а потому сюжеты придумывает сама и в голове их держит, – уважительно говорит о спутнице жизни глава семьи. – Сразу после Нового года уже к очередному сезону на озере готовиться начнем.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *