Свадеб в Малиновке не будет?

Свадеб в Малиновке не будет?

Перспективы у села Малиновка Алейского района не радужные. Недавно там закрылась школа, а сейчас завершается банкротство единственного, по сути, градообразующего хозяйства – ООО «Полевое». На днях по просьбе банка-кредитора судебные приставы у него изъяли практически всю технику. Убирать созревший урожай нечем. И жители села, предоставившие хозяйству свои земельные паи, похоже, за них ничего не получат. Чем они будут кормить свой скот и птицу зимой – непонятно.

Банкротство

Учредителями «Полевого» является Анатолий Смищенко (60%) и его сын Олег (40%). После третьего инфаркта, который случился на фоне судебных тяжб с банком, Анатолий Владимирович от дел отошел. Всем занимается Олег Анатольевич. Впрочем, когда начиналась история, он тоже был директором хозяйства.

Смищенко-младший рассказывает, что до 2011 года «Полевое» развивалось нормально, хотя работали на старой технике. В 2011 году решили взять всю брошенную в округе землю. Набралось 4,5 тыс. га. Тогда задумались о приобретении новой почвообрабатывающей техники. Тем более известный в крае банк предложил кредит и пообещал, что часть процентов по нему будет субсидироваться государством. Смищенко клюнули на заманчивое предложение, оформив кредит на 23 млн рублей. Купили два дискатора,  трактор «Бюллер» с посевным комплексом и комбайн «Холланд». При оформлении кредита банк потребовал почти двукратный залог. Пришлось заложить практически всю имеющуюся в хозяйстве технику, а это 32 единицы.

Поначалу субсидия была, вспоминает Олег Смищенко,  а потом в выделении господдержки отказали на том основании, что техника была импортная.

В 2013 году из-за неблагоприятных условий хозяйство не смогло убрать 1,5 тыс. га. Чтобы посеять на следующий год, нужны были деньги. Директор попросил у банка перекредитоваться. Там отказали. Тогда Олег Анатольевич попросил кредит как физическое лицо – опять отказ. Грубо говоря, бросили на произвол судьбы. За просрочку платежей пошли пени и штрафы – в общей сложности около 4 млн руб.

«Я, будучи директором «Полевого», понял, что ситуация катастрофическая и лучше ее не заводить в тупик, вернуть технику банку, иначе мы будем работать только на него», – рассказывает Олег Смищенко.

Чтобы приостановить исполнительное производство и требования кредиторов, он подал заявление в арбитражный суд на банкротство своего предприятия. Суд назначил конкурсного управляющего, который начал процедуру банкротства «Полевого».

Но в ходе ее удалось заключить мировое соглашение с банком и другими кредиторами. Это стало возможным благодаря инициативе матери Олега – главы КФХ Смищенко Валентины Геннадьевны, которая приняла на себя обязательства рассчитываться за долги «Полевого».

За последние три года удалось выплатить банку более 16 млн рублей. Это не только тело кредита, но и пени и штрафы. Ежегодно Смищенко вкладывали в ремонт техники больше миллиона рублей.

Не мир, а война

В прошлом году из-за ранней зимы 200 га подсолнечника и 970 га гречихи уже в валках ушло под снег. Если бы успели обмолотить это зерно и продать, то никаких проблем с возвратом кредитов не было бы. Но в октябре нечем было платить. Валентина Геннадьевна написала в банк просьбу скорректировать график возврата долга, чтобы перенести платежи на 2018 год. Банк отказал. Она обратилась во второй раз, и во второй раз было отказано.

17 апреля мировое соглашение с банком было расторгнуто.

Когда стало понятно, что с банком не договориться, в феврале Смищенко заключили договор о совместной деятельности с предпринимателем, который обычно покупал у них зерно. Он выделил средства на ГСМ и запчасти. Пока документы по судам ходили, пока было принято решение арбитражного суда,  Олег Смищенко провел сев.

30 июля приехал представитель конкурсного управляющего в сопровождении судебного пристава, представителя банка и попытался забрать технику. Но Олег Смищенко встал стеной и технику не отдал. «Я говорю: позвольте, я представитель КФХ Смищенко по договору о совместной деятельности, техника у меня находится на хранении и в использовании до 1 ноября. Уберу урожай, выполню условия договора и отдам», – передает свою позицию Олег.

А 13 августа приехала группа из более чем 20 человек. Прибыла полиция из Алейска следить за порядком. И операция по отъему техники удалась. Забрали 32 единицы. Куда – неизвестно. Вроде бы на хранение одному барнаульскому предпринимателю, у которого к тому же имеется сельхозпредприятие в Чарышском районе. Надо полагать, что комбайны будут тут же задействованы у него на уборке урожая. Но когда гнали, сожгли насосы гидропривода у двух комбайнов, починить которые стоит около 200 тыс. руб. Один «Дон» до недавнего времени сиротливо стоял на автозаправке возле Алейска.

Последствия

Вокруг Малиновки колосятся пшеница и рожь. Созрел отличный урожай на 3,5 тыс. га, и 1 сентября надо выезжать в поле.

Сейчас Олег Смищенко собирает по друзьям-фермерам старьё, которое им не жалко. Механизаторы пытаются его отремонтировать. Но маломощных «Енисеев» не хватит, чтобы собрать и половину урожая.

Механизатор Алексей Уваров сам когда-то был фермером, но разорился. Говорит, что после того, как у хозяйства забрали технику, всем жителям села придется тяжело. «Мало того что мы, 16 человек, лишимся работы, так еще пайщики, которых больше двухсот, ничего не получат, – переживает механизатор. – У нас это единственное, можно сказать, градообразующее хозяйство. Остальным негде работать».

Все социальные вопросы в селе до недавнего времени решались силами КФХ. Зимой чистили дорогу от села, на кладбище – тракторами, давали машину проводить в последний путь. Как теперь будет, если потребуется кого-то в больницу увезти или детей в соседнее село в школу по нечищеной дороге? Получается, зимой Малиновка будет отрезана от жизни?

Глава Алейского района Светлана Агаркова сама родом из Малиновки и тяжело переживает эту ситуацию. Она несколько раз писала письма управляющему региональным отделением банка с просьбой не забирать технику в преддверии уборочной кампании, гарантировала всяческую поддержку деятельности КФХ Смищенко, объясняла что если урожай не будет убран, то люди потеряют единственный источник существования – рабочие места, а бюджет – налоги. «У Смищенко была реальная возможность рассчитаться. Они не лодыри. И они бы отдали остальное, если бы не форс-мажорные обстоятельства. Но банк-то хочет здесь и сейчас», – говорила глава района журналисту «АП» в прошлую среду.

Это далеко не единственный случай в крае, когда банки «помогают» разориться сельхозпроизводителям. Давайте вспомним банкротство «Изумрудной страны». Недавно такая же участь постигла фермера из Усть-Пристанского района Николая Кранина. Но наша история особая: вместе с хозяйством может погибнуть село.

14 августа жители Малиновки направили письмо врио губернатора Виктору Томенко, в котором просят его о помощи «Ваши первые шаги и высказывания о намечаемых Вами планах по развитию Алтайского края с опорой на рядовых тружеников региона породили у нас надежду быть услышанными по нашей проблеме. В ее основе лежит, как мы считаем, порочная, чуждая ментальности русского народа практика,  при которой интересы человека труда – ничто в сравнении со стремлением получения выгоды любой ценой…» – пишут они в своем послании.

Я больше чем уверен, что юристы банка сейчас будут размахивать бумажками и говорить, что действовали строго по закону. Но закон при желании можно повернуть и в ту, и в другую сторону. И сейчас если не поправить ситуацию, то некоторые положат себе в карман лишний миллион рублей, а малиновцы будут брошены на произвол судьбы.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *