В Сибирь за буузами

Новости проекта В Минске отметили новый уровень политического диалога с ФРГ 11:05 Почему минские власти вернули продажу алкоголя в ночное время 10:25 Ученые Беларуси и России обсудили проблемы медицины 09:34 “БелАЗ” поставит в Россию первые беспилотные самосвалы 09:20 В мире03.10.2018 11:36 Текст: Надежда Столярчук (nad8417@yandex.ru) , Дмитрий Умпирович (deu@sb.by) В Сибирь за буузами Наши корреспонденты полакомились позами и клецками Бурятская кухня – это в большинстве своем жирные, сытные блюда, наследие кочевых народов, большую часть времени находящихся в дороге. Такие, например, как позы, или, как их еще называют, буузы.  В Сибирь за буузами  История бууз в Бурятии насчитывает более четырех сотен лет. Очень популярны они и в Иркутске. Фото: PhotoXPress

Блюдо настолько понравилось и полюбилось сибирякам (и не только), что стало готовиться наравне с традиционными пельменями или кавказскими хинкали. Позы так же состоят из пресного теста, в которое заворачивают подготовленный мясной фарш. Однако поедаются горячие бурятские позы особым способом: никаких столовых приборов, только держа в руках. Из отверстия вверху выпивают сочный горячий бульон, а затем съедают и саму позу. Немного неэстетично, но зато очень вкусно.

История поз-бууз в Бурятии насчитывает более четырех сотен лет. Официально считается, что буузы – это один из вариантов китайского блюда баоцзы, но есть и те, кто убежден, что лакомство пришло из Тибета через Монголию. Существует несколько легенд, по одной из которых форма бууз символизирует подчинение монгольских племен новой религии – буддизму. Потому и защипов на них было 33, как складок на одежде лам, а отверстие наверху означало "отсутствие головы". Изначально буузы жарили в кипящем жиру и только потом научились варить.

По другой легенде буузы придумали монголы, когда занимались убранством своих юрт круглой формы и с отверстием на крыше, через которое выходил дым. И внешний вид, и процесс приготовления блюда очень напоминают бурятскую юрту с костром в центре комнаты.

Кстати, если вы посетите столицу Бурятии – Улан-Удэ – и захотите полакомиться этим блюдом, не ищите вывеску "Позная". Раньше подобные встречались в городе на каждом шагу, но теперь их заменили "Буузные": термин "позы" стал уступать "буузам" в первую очередь из-за двусмысленности названия в русском языке.

Ни один праздник в Бурятии не проходит без поедания поз. Так, на одном из конкурсов в Улан-Удэ был поставлен рекорд – за один присест горожане съели более 20 тысяч штук. А вот чемпионат по поеданию бууз на манер американских ярмарочных состязаний не удался – горячие буузы быстро есть попросту невозможно. Да и зачем – это же не фастфуд.

Кстати, в Бурятии полакомиться позами можно недорого: в кафе экономкласса одна штука стоит от 40 до 60 рублей, классическая порция – три штуки. Как же готовится это удивительное блюдо?

Традиционно считается, что самый лучший фарш делается из трех видов мяса: баранины, говядины и конины. Тесто для бурятских поз готовится как для пельменей: вода, мука, куриное яйцо и соль. Важно: начинка для бурятских поз непременно должна рубиться ножом, а не перекручиваться на мясорубке. Примерный размер готовых поз – 5-8 сантиметров. Учтите: к позам не полагается никакого гарнира. Настоящие ценители просто запивают их горячим чаем с молоком.

Кстати

Раньше бурятские хозяйки свое традиционное блюдо готовили в специальных позницах. Однако последняя из них была продана в 2006 году, когда закрылся улан-удэнский завод "Эмальпосуда". В России начиная с 1929 года это предприятие было единственным производителем буузоварки, или позницы…

На Лепельщину – к теще на клецки

Слово "клецка" немецкого происхождения. Обозначает "комочек теста". Однако простейшее блюдо, которое в разных вариациях могут приготовить во многих странах мира, белорусы сделали собственным брендом. Именно оно, а не пресловутые драники – нематериальное культурное наследие страны. Тот самый кулинарный артефакт, который можно попробовать во многих деревенских домах Витебщины. Показательный момент: в этих краях тещи зовут зятьев не на блины, а именно на клецки.

– Белорусская вариация: тот самый комочек теста, который бросали в кипящую воду, лепили из картофеля. Если пшеничная мука в стародавние времена была дефицитом, то картофеля было хоть пруд пруди, не зря его здесь называли "вторым хлебом", – проводит экскурс в историю эксперт белорусской кухни Елена Микульчик.

 В Сибирь за буузами  Наш репортер Дмитрий Умпирович теперь знает, чем клецка с “душой” отличается от “бедной” клецки. Фото: Виталий Пивоварчик

Рецептов клецек примерно столько же, сколько и домов в деревне, где их умеют готовить. Свои "изюминки" есть в тесте (картошку, например, прежде чем растолочь, можно первоначально отварить, а на юго-западе Беларуси клецки и вовсе лепились из гречишной муки) и в бульоне (варили их не только на воде, еще и на курином или свином "наваре", молоке, а еще добавляли даже в борщи), в способе приготовления (перед подачей на стол их можно зажарить) и даже в подливке (самая популярная – шкварки с лучком).

Самый смак – клецка "с душой". "Душа" – это начинка. Мясная, как правило, которая добавляла блюду сытности. Такая клецка, впрочем, объясняют деревенские хозяйки, это блюдо выходного дня. Мяса ведь не напасешься. Альтернатива – "душа" грибная или овощная. Те, кто беднее, к слову, могли спрятать в картофельный комок и обыкновенный кусок сала.

– Начинку называли "душой" вот почему. Клецки первоначально – это блюдо сакральное, – объясняет Елена Микульчик. – Готовили их как дань памяти умершим предкам. Есть определенные каноны, согласно которым еда в таком случае обязательно должна быть горячей, чтобы шел пар (холодные клецки, кстати, теряют свой вкус, и восстановить его крайне трудно). Ведь только тогда усопшие могут принять участие в застолье. Так вот тесто – это "тело", фарш – "душа"… При этом замечу: во многих деревнях поминальным блюдом считались не "сытные" мясные клецки, а "бедные" – без начинки.

Классические клецки "с душой" готовятся так: натирается и отжимается картофель. Образовавшийся сок при этом должен отстояться – из него на дно миски осядет крахмал. Смешиваем его с натертым картофелем, доводим до консистенции теста. Получившееся тесто раскатываем в лепешку. Фаршируем рубленой свининой и луком, солим, приправляем подсушенным в печи, а затем растертым тмином и лавровым листом, скатываем в колобок и на сорок минут опускаем в кипящую воду. Готово!

Настоящие "бабушкины" клецки приготовить можно, конечно, только в деревенской печи с ее неповторимым ароматом, в которой картофельные комочки можно притомить. Нужны и чугунки, которые лучше всякой имеющейся у нас на каждой полке посуды держат тепло. Да и душу деревенские шеф-повара в каждое свое блюдо, приготовленное специально для гостей, вкладывают особую. Оттого получается еще вкуснее.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях. ВКонтакте FacebookКомментарии

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *