В собственном соку

За последнее десятилетие численность сельского населения в Омской области снизилась на треть. Местные предприниматели, взявшиеся на средства государственного гранта реализовать проект “Устойчивое развитие сельских территорий”, уверены, что негативную тенденцию можно переломить.  В собственном соку  Оригинальную продукцию сельских мастеров потенциальные покупатели могут увидеть редко. Фото: Алексей Озеров/РГ

Научат считать

Автор проекта – резидент регионального бизнес-инкубатора Наталья Талисман – сама живет в селе, занимается фермерством и уже семь лет успешно разводит нутрий. Кроме того, имеет многолетний опыт бизнес-тренера. Общаясь с городскими и сельскими предпринимателями, она видит огромную разницу в условиях жизни, подходах, компетенциях жителей мегаполиса и сельских районов и уверена, что пришло время изменить ситуацию.

– Если горожане более-менее знают о существовании субсидий, грантов, выставок, то селяне насчет этого пребывают в полном неведении, – пояснила корреспонденту "РГ" Наталья Талисман. – При этом они еще и крайне недоверчивы – о хозяйственных делах и планах предпочитают помалкивать. Варятся в своем соку, не владеют финансовыми навыками, не знакомы с учетом. Даже не делят кошелек на личный и деловой. В результате страдает бизнес, а отсутствие кооперации становится глобальной проблемой.

Задача проекта "Устойчивое развитие сельских территорий" – рассказать деревенским жителям о новых возможностях, мотивировать их к установлению деловых связей, поиску новых направлений бизнеса, созданию рабочих мест. За два года авторы программы с этой миссией объездили все районы Омской области, сумели разговорить селян и составили реестр проектов, которые можно воплотить в жизнь.

Наведут порядок

В Муромцевском районе, например, встречается уникальная цветная глина. Для промышленного производства она не годится, а для поделок – самое то.

В Большеречье развито ручное вязание. Однако вяжут местные мастерицы банальные платки и носки, которые особых денег не приносят. Между тем на оригинальном авторском платье можно неплохо заработать. В городе за эксклюзивное изделие дают десять-двадцать тысяч руб-лей – приличный доход для сельских рукодельниц.

Щербакульские деревянные поделки, искусно вырезанные лобзиком, могут быть востребованы как корпоративные подарки. В Колосовке умельцы мастерят оригинальные берестяные тубы для хранения хлеба. А вот сувенирных витрин, где все это можно увидеть, нет нигде. Впрочем, ничто не мешает тому, чтобы они появились.

– Села, вроде, и готовы принимать туристов, однако гостевые дома пребывают в "художественном" беспорядке, – отмечает Наталья Талисман. – Местные хозяйки нашим замечаниям крайне удивлены. Поэтому приходится им объяснять, что бытовой деревенский порядок – это одно, а гостиничный, за который приезжающие, в том числе и иностранцы, готовы платить, – совершенно другое.

По наблюдениям экспертов, во многих деревнях есть заброшенные избы, которые можно привести в порядок и сдавать на лето городским пенсионерам. Родители "нелагерных" детей с удовольствием отправили бы ребятишек на каникулы в сельскую местность, купив соответствующую путевку. В регионе множество охотхозяйств, где можно открывать бизнес-клубы. А такой круглогодичный вид услуг как настоящая деревенская баня – вообще отдельная тема для разговора. Однако о том, что на всем этом можно зарабатывать, в деревнях почти никто не помышляет.

Укажут путь

По словам экспертов, продвижением сельской продукции также практически никто не занимается.

– Муниципальные власти не предпринимают никаких усилий, чтобы показать возможности своей территории, – утверждает директор компании "Образование Информ" Андрей Трумуль. – Половина районных сайтов, по сути, бесполезна – в лучшем случае в них размещены никому не нужные отчеты пятилетней давности. Ни карт, ни ресурсов, ни планов, ни контактов, ни фотографий. Откуда взяться инвесторам, когда кругом одни белые пятна?

О брендировании сельских территорий речи тоже не идет.

– В лучшем случае на подъезде к райцентру стоит ржавая стела с полустертым названием, – сетует Трумуль. – А если установить здесь указатели кафе, гостиницы, СТО, ФАП, шиномонтаж, у людей сразу появится повод заехать в поселок за той или иной услугой. Напиши на стрелке "Первая сельская аптека", "Первая татарская деревня", "Школьный музей" – возникнут новые "зацепки", чтобы за счет гостей оживить сельский бизнес. А когда предприниматели будут заняты делом, они не захотят уезжать.

Директор бизнес-инкубатора Виктор Соболев напоминает, что перспективные стартапы могут рассчитывать на государственную помощь, и 200 тысяч рублей подъемных бывает вполне достаточно, чтобы довести идею до воплощения в жизнь. При этом помощь может выражаться не только в деньгах, но и в бесплатных консультациях, сопровождении нового предприятия.

Авторы проекта "Устойчивое развитие сельских территорий" выявили уже около сотни перспективных проектов и готовят для них бизнес-планы. Познакомиться с ними можно будет на традиционном межрегиональном форуме предпринимателей, который состоится в Омске в ноябре этого года.

Между тем

Список труднодоступных сел Омской области пополнился новыми населенными пунктами. Это деревени Александровка, Вишневое, Владимировка, Вороновка, Дубрава, Зеленая, Карбулы, Кавшино, Мясники, Новотроицк, Сафроново, Чердынцево, расположенные в Колосовском районе. Всего в списке, утвержденном региональным парламентом, 179 сел и деревень в восемнадцати районах Омской области. Их статус определяется отсутствием нормативных подъездных дорог, а также режимом ЧС, вводимым не менее одного раза в течение пяти лет в связи с весенним паводком. Местные предприниматели, в частности, имеют право не использовать контрольно-кассовые аппараты.

Экономика Бизнес Малый бизнес Филиалы РГ Сибирь СФО Омская область

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *