Вектор прежний — проекты новые

Красноярский край продолжает искать способы построения «новой экономики» — диверсифицированной, технологичной и конкурентоспособной. Помочь в этом может новый мега­проект «Енисейская Сибирь»

Вектор прежний — проекты новые

Красноярский край на протяжении последних десятилетий стабильно входит в первую десятку российских регионов по объему валового регионального продукта (сегодня он составляет 1,767 трлн рублей и 615 тыс. рублей на душу населения). Край является сильным регионом-донором и занимает седьмое место по наполнению федерального бюджета. В Сибири в течение длительного периода регион удерживает лидерство по целому ряду экономических показателей: общий объем инвестиционных вложений (424,7 млрд рублей), средняя заработная плата (41,1 тыс. рублей), индекс промышленного производства (107,1% в 2017 году) и многие другие. Примечательно, что в крае в последние два года наблюдался резкий рост доходов регионального бюджета — он составил порядка 25%, или почти 35 млрд рублей «прибавки». Однако решающую роль в этом приросте сыграли не столько структурные изменения и инвестиционные вливания в экономику региона, сколько такие факторы, как выход «Ванкора» из консолидированной группы налогоплательщиков, после чего объем налоговых платежей со стороны нефтяников увеличился. Свою роль сыграла и девальвация рубля, что отразилось на валютной выручке от экспорта сырья, а также рост финансовой отдачи от ранее введенных в действие производственных объектов (Богучанского алюминиевого завода, Богучанской ГЭС и ряда других). При всем вышесказанном, несмотря на уверенную налогооблагаемую базу и существенный потенциал для развития, экономика края испытывает сильнейшее давление бюджетного дефицита.

По данным, опубликованным Министерством финансов Красноярского края, на начало сентября 2018 года регион задолжал 106,5 млрд рублей. Более того, согласно рейтингу государственных задолженностей, который ежегодно готовит Минфин России, край уверенно занимает второе место. Подобная ситуация остро ставит вопрос о перестройке экономики, необходимости оптимизации и поиске внутренних ресурсов. Импульс «хлопониского рывка», судя по всему, исчерпан, масштабный мега-проект развития «Нижнего Приангарья», на который делали ставку в «десятых» годах, завяз в организационных вопросах. Краевой экономике необходима новая идея. И перспектива стать центром крупномасштабной сибирской агломерации экономик трех регионов (Хакасия, Тува, Красноярский край) — возможно, одна из лучших. Свежеизбранный губернатор Александр Усс сделал опережающий ход, и «Енисейская Сибирь» как проект была предложена и одобрена лично президентом России до решения правительства по созданию 14 экономических зон развития. После старта проекта экономика Красноярского края может получить допуск к серьезным инфраструктурным проектам на территории Восточной Сибири.

 

Влияние по-крупному

Выручка 100 крупнейших компаний Красноярского края в 2017 году перевалила за 2 трлн рублей, рост их суммарных доходов составил 12,5%, однако на четверть снизилась совокупная чистая прибыль в рейтинге (см. таблицу 1). Наиболее заметное влияние на экономику региона оказали нефтегазовая промышленность и гидроэнергетика (см. таблицу 2 на сайте expertsib.ru). Традиционные локомотивы края — цветная металлургия (ее доля в доходах рейтинга — 32,1%) и золотодобывающая промышленность (7,3%) — на фоне «замерших» цен на цветные и драгоценные металлы в 2017 году стабилизировали свои доходы. Доля промышленного сектора в доходах рейтинга — а это, прежде всего, цветная металлургия, нефтегазовая отрасль, энергетика, угольная и золотодобывающая промышленность — вновь сократилась, до 85%. И если пять лет назад она находилась в пределах 80% дохода края, а в 2015–2016 годах на уровне 87%, то сейчас снова образовалась тенденция к росту, но исходя из анализа колебаний на мировых рынках, процесс этот далек от стабильного.

В промышленном производстве края динамику задают крупные развитые отрасли и предприятия, значительная часть которых продолжает показывать хорошие темпы как прироста производства, так и увеличения доходов и прибыльности. Уверенный рост в 2017 году показали практически все предприятия цветной металлургии («ГМК «Норильский никель», «РУСАЛ»–Красноярский алюминиевый завод, Новоангарский и Горевский обогатительные комбинаты), золотодобывающие компании («Полюс Красноярск», Соврудник), компании гидроэнергетики (Красноярская ГЭС, МРСК Сибири, Назаровская ГРЭС), отдельные производственные структуры лесопромышленного комплекса (Новоенисейский ЛХК, Лесосибирский ЛДК-1, Крас­лесинвест), а также предприятия машиностроения и высокотехнологичные обрабатывающие производства (Горно-химический комбинат, «КиК» и ЛМЗ «Скад»). Кроме того, в 2017 году завершилась более чем 40-летняя история строительства Богучанской ГЭС. Поскольку с начала девяностых строительство было заморожено, возобновить проект удалось только в рамках государственно-частного партнерства, и с 2006 года энергетики и металлурги-алюминщики работали вместе над созданием в крае Богучанского энерго-металлургического объединения. Сегодня станция достигла своей установленной мощности — 2 997 МВт, став пятой по мощности гидроэлектростанцией России (а всего с момента пуска первых агрегатов в октябре 2012 года по 1 августа 2018 года Богучанская ГЭС произвела более 61 млрд кВт/ч). Богучанская ГЭС сегодня формирует годовую выручку в размере 15-17 млрд рублей и имеет одну из самых высоких норм прибыльности — 29,51%.

Конечно, Красноярский край является крупным нефтегазодобывающим регионом. В 1971 году на реке Ванкор разместилась сейсморазведочная станция, в 1988 году было запущено поисковое бурение, а сегодня Ванкор — это современный высокотехнологичный нефтегазодобывающий кластер, в который входят Ванкорское, Тагульское, Лодочное и Сузунское месторождения. Наиболее перспективное из них сегодня — Сузунское (его оператор — компания «Сузун», в 2017 году ее выручка — 66,4 млрд рублей, чистая прибыль — 32,7 млрд рублей), оно имеет хорошую геологическую структуру, и большинство ее скважин эксплуатируется фонтанным способом при помощи собственной энергии пласта, что дает экономию на издержках. Сузунское месторождение даст в сумме не менее 51 млн тонн нефти и 40 млрд кубометров природного газа, а сейчас из него качается 11,5 тыс. тонн нефти в сутки, или 4,5 млн тонн нефти в год. В целом на Ванкорской группе месторождений к 2021 году планируется увеличить объемы добычи нефти и газового конденсата на 31,3%.

 

Вектор прежний — проекты новые

Пошли на понижение

Усложняющиеся рыночные условия в мире и стране, негативная ценовая конъюнктура, структурные и управленческие изменения в экономике Красноярского края приводят и к отрицательным результатам работы ряда предприятий. В 2017 году Красноярский машиностроительный завод (производитель ракетно-космической техники и участник государственной программы вооружений) показал резкое снижение выручки (с 8,9 млрд рублей до 1,7 млрд рублей, 19 млн рублей убытков против 221 млн рублей чистой прибыли в 2016 году) и «вышел» за границы рейтинга. Снижение объемов выручки отмечено у Ачинского нефтеперерабатывающего завода (на 19% из-за снижения объемов переработки нефти с 7,1 до 6,3 млн тонн и сокращения выпуска бензина, дизельного топлива и мазута). Тем не менее, объем первичной переработки нефти в крае вновь достигнет показателя 7,1–7,3 млн тонн в результате наращивания производственных мощностей и реконструкции действующих. Красноярский завод холодильников «Бирюса» на фоне ухудшения состояния потребительского спроса в России, насыщенности внутреннего рынка и конкуренции со стороны прямого импорта и сборочных российских производств импортной техники снизил объемы производства на 11,6% (до 458 тыс. единиц) и вследствие этого снизил выручку на 10,3% до 4,3 млрд рублей, Приангарский ЛПК, крупнейшее лесоперерабатывающее предприятие в Нижнем Приангарье, после нескольких лет роста доходов от реализации лесопромышленной продукции показал ее снижение на 12,6% (до 2,9 млрд рублей). Покинули регион некоторые филиалы крупных российских банков, к минимуму сведены акцизопроизводящие мощности (только одна ликвидация производства компании «Балтика-Пикра», а произошло это в 2015 году, означала для бюджета потерю налогов в 2 млрд рублей).

 

Вектор прежний — проекты новые

Особый путь

По сути, уже реализованные проекты Богучанского энерго-металлургического объединения и Ванкорского нефтегазового месторождения считались базовыми направлениями (помимо инвестиционных проектов в золотодобывающей отрасли, черной и цветной металлургии, лесопромышленном комплексе) для включения ресурсного и промышленного потенциала Нижнего Приангарья в хозяйственный оборот. Благодаря им экономика края набрала динамику, и регион стал восприниматься как локомотив для всей России. Новый глава, губернатор Красноярского края Александр Усс, отмечает, что сегодня нужен не только новый этап развития Нижнего Приангарья, но и особый межрегиональный кластерный промышленно-экономический проект.

«Енисейская Сибирь», впервые публично обозначенная как проект в апреле этого года на Красноярском экономическом форуме, стала личной инициативой тогда еще врио губернатора края. Прошло несколько месяцев, и идея единой географической и экономической зоны, где планируется реализовать одни из самых масштабных инвестиционных проектов в стране, начинает приобретать очертания и планы. Так, на прошедшей в конце сентября XX Красноярской краевой ярмарке вакансий для сферы малого, среднего бизнеса и ремесленничества был подписан документ, проясняющий непростые вопросы кадрового обеспечения проекта. Согласно подписанному соглашению кадровым вопросом в проекте «Енисейская Сибирь» будут заниматься не в последнюю очередь власти Красноярского края, а также Тувы и Хакасии.

Несмотря на то, что пока большая часть договоренностей относительно проекта «Енисейская Сибирь» носит скорее формальный характер, в нем предусмотрены производственно-технологическая инфраструктура, промышленные кластеры, индустриальные и агропромышленные парки. Понятно, что в условиях состоявшегося, пусть и с усилиями, проекта развития Нижнего Приангарья, в работу могут быть включены серьезные игроки, готовые и способные развивать новые направления. При наличии природных богатств эти три региона Восточной Сибири не получают пока должной отдачи, по отдельности экономики Хакасии и Тувы развиваются отстающими темпами. Но имеющиеся ресурсы, дешевая электроэнергия, возможности улучшения транспортных связей между ними с выходом на инорегиональные и экспортные поставки позволяют думать, что при грамотном объединении стратегий развития данные регионы могут получить как искомые инвестиции, так и расширить рынок сбыта.

Таким образом, в основе будущего макрорегиона «Енисейская Сибирь» могут быть заложены следующие инвестиционные проекты.

ГМК «Норильский никель» готовит проект «Южный кластер», предполагающий развитие рудника «Заполярный», и комплексную реконструкцию Норильской обогатительной фабрики. Это позволит повысить добывающую мощность производства до 4 млн тонн к 2024 году, создать около 1,9 тыс. рабочих мест, нарастить объем отчислений в региональный бюджет до 30 млрд рублей в течение 10 лет. «Развивая этот проект, мы не просто реализуем потенциал Сибири и Красноярского края, мы еще и выполняем многие наказы, которые прозвучали в послании президента — это освоение Арктики, развитие человеческого капитала, импортозамещение, экологизация Красноярского края и России, и многие другие», — отмечает вице-президент ГМК «Норильский никель» Елена Безденежных. Компания «Полюс» сообщает о проекте развития инфраструктуры и освоения золоторудной базы Ангаро-Енисейского экономического района, который предполагает строительство моста стоимостью 9,5 млрд рублей в районе поселка Высокогорский в Енисейском районе (сейчас здесь действует паромная переправа). Помимо решения социальных задач проект позволит нарастить объемы золотодобычи в регионе.

Проект «Технологическая долина» («РУСАЛ») предполагает создание новых предприятий высоких переделов алюминия в Хакасии и в Красноярске — в непосредственной близости от производителя первичного металла. Этот проект позволит создать до 1,2 тыс. рабочих мест и существенно развить налогооблагаемую базу. Вопроса увеличения объемов производства первичного алюминия для «РУСАЛа» уже не стоит (сложности с поставками сырья не исчезли, а китайские производители алюминия стали чрезвычайно конкурентными), и начиная с 2009 года компания сконцентрировалась на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью (сплавы и инновационные сплавы), контрактах с японскими, европейскими и американскими потребителями.

В Красноярске будет развиваться международный транспортно-логистический хаб, который предполагает строительство складских комплексов и сортировочного центра, запуск мультимодальных моделей перевозок, создание предприятий, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Проект «Модернизация энергомощностей и оптимизация системы теплоснабжения города Красноярска» предполагает обновление действующего производства, замещение малых котельных. Проект «Агропромышленный парк «Сибирь» предполагает развитие в Шарыповском районе большого тепличного хозяйства, предприятий глубокой переработки зерна, птицефабрики и рыбной фермы. И, разумеется, речь идет о строительстве железной дороги «Элегест–Кызыл–Курагино» и освоение минерально-сырьевой базы Республики Тыва. Он включает три основные составляющие: строительство железной дороги протяженностью 410 км, горно-обогатительного комбината на Элегестском месторождении угля и портового угольного терминала в Хабаровском крае.

Основную долю базового регионального продукта Красноярского края дают крупные промышленные предприятия, именно они формируют больше половины краевого бюджета. Это в свою очередь создает возможности для формирования бездефицитных бюджетов в большинстве районов края, несмотря на их глубокую дотационность. Очевидно, что пришло время менять ситуацию и стремиться развивать экономическую и инвестиционную активность непосредственно в муниципальных районах и городских округах, в особенности не привязанных к сырьевой экономике и не имеющих крупных промышленных налогоплательщиков. Путь к «новой экономике» региона возможен через диверсификацию, подразумевающую в том числе широкое включение предприятий-«локомотивов» в кооперационные связи с малым и средним бизнесом края, а также стимулирование их к более активному участию в программах развития и выстраивание инновационных процессов ведения бизнеса.

 

Виталий Крылов, руководитель красноярского филиала КПМГ:

Вектор прежний — проекты новые

— Новая экономика региона — это экономика, конкурентоспособная на глобальном уровне, а не только внутри страны. Экономика, участвующая в мировых производственных цепочках.

Говоря о «новой экономике», стоит выделить два основных направления. Первое — это все, что касается новых продуктов, рынков и отраслей, которые формируются, в первую очередь, благодаря развитию технологий, — все то, что принято называть инновационным сектором. Второе — это развитие традиционных отраслей экономики, включая добычу природных ресурсов и промышленное производство, повышение их эффективности, увеличение добавленной стоимости готового продукта.

Руководству Красноярского края необходимо продолжать делать ставку на уже развитые традиционные отрасли — это цветная металлургия, энергетика, машиностроение, добыча углеводородов. В каждой из этих отраслей происходят определенные изменения, включая технологические, и ключевым игрокам необходимо адаптироваться к этим изменениям, а зачастую и самим их инициировать.

— В каждой отрасли есть свои существенные особенности.

Например, традиционно сильная в Красноярске отрасль энергетики переживает и в мире, и у нас существенные изменения, такие как давление защитников экологии на привычную угольную энергетику, развитие и удешевление возобновляемых источников энергии, возможность накопления электроэнергии и отсюда изменение ролей всех участников этого рынка. С другой стороны, появляются и совершенно новые потребители в виде инфраструктуры для обработки и хранения больших объемов данных (ЦОДы), которые не привязаны к конкретной территории, а могут прийти туда, где электроэнергия наименее дорогая. Красноярский край со своей гидрогенерацией имеет возможности создать у себя этот рынок.

— В условиях изменений бизнес отвыкает верить в долгие инвестиционные программы, необходима поддержка государства для инвесторов и стабильность правил игры. Также правительству Красноярского края необходимо решать задачу наличия квалифицированных трудовых ресурсов, это одно из обязательных условий для развития «новой экономики».

Торговые войны таких крупных международных игроков, как США и Китай, однозначно создают возможности для третьих сторон. Россия имеет все шансы выйти на рынок Китая для того, чтобы занять образовавшиеся ниши. Китай более чем заинтересован в диверсификации поставщиков. С этой точки зрения такой крупный и экологически чистый северный сосед, как Россия, представляется интересным партнером, особенно это касается Сибири и Дальнего Востока, инвестиционный интерес к которым явно имеется со стороны азиатских стран.

— Говоря про новые технологии, реальная экономика по­прежнему готова инвестировать только в то, что обладает понятной перспективой. Одним из наиболее популярных направлений инвестирования независимо от отрасли сейчас является автоматизация рутинной работы и использование искусственного интеллекта (AI) для решения аналитических задач. Так, согласно исследованиям экспертов, 74% российских компаний планируют инвестировать в AI в ближайшие три года. Решения, позволяющие автоматизировать рутинную и для человека работу, становятся с каждым днем доступнее не только для крупных международных компаний, но и для представителей среднего и малого бизнеса. Российские компании, наблюдая за успешными кейсами заграничных коллег, стремятся не опоздать за «технологической революцией 4.0».

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *