Вольные города Украины. Как управляются бывшие советские миллионники

© traveltimes.ru. Одесса Вольные города Украины. Как управляются бывшие советские миллионники 18 Ноя 2021, 14:37

Тайга.инфо продолжает серию программ «Адрес Советский Союз». Двенадцатая часть выйдет в эфир 19 ноября и будет посвящена крупнейшим городам Украины, форматам их самоуправления и сокращающемуся населению.

Ведущие — социолог и краевед Андрей Поздняков, публицист и политик Дмитрий Холявченко и гендиректор исследовательской компании Tayga.Research Александр Баянов.

Украина исторически обладает огромным разнообразием урбанизированных пространств, начиная от «кустов» промышленных и шахтерских городов в Донбассе и среднем Приднепровье, заканчивая крупными городами и многочисленными местечками Галиции.

На момент распада СССР на территории Украины находилось пять городов-милионников (это больше, чем в любой стране Европы после России): Киев, Харьков, Днепропетровск (ныне Днепр), Одесса и Донецк. Кроме того, шесть городов насчитывало население от 500 тыс. до 1 млн: Запорожье, Львов, Кривой Рог, Жданов (теперь Мариуполь), Николаев и Ворошиловград (теперь Луганск).

В эфире «Адрес Советский Союз» речь пойдет о пяти городах (Киев, Харьков, Одесса, Днепр и Львов) — в первую очередь, с точки зрения различных форматов самоуправления.

Вот основные данные по населению и коммуникациям для 11 вышеперечисленных городов.

Киев по украинской Конституции — город со специальным статусом (в советские времена это называлось «городом республиканского значения») и представляет собой отдельный регион. Большинство остальных городов — это областные центры унитарной Украины. А Кривой Рог и Мариуполь, которые хоть и превышают по численности населения большинство областных центров, тем не менее, сами региональными центрами не являются.

Вольные города Украины. Как управляются бывшие советские миллионники

Население всех крупнейших городов Украины (кроме Киева) уверенно падало все постсоветское время. Хотя и не такими темпами, как всей страны. Так с 1991 по 2021 годы население Украины упало на 20%. Сходными темпами (около -20%) падало население только таких промышленных городов, как Донецк, Луганск и Запорожье. Население не менее промышленных Кривого Рога, Мариуполя и Днепра снизилось на 16–18%. Харьков, Николаев и Львов потеряли 10–11% населения, а Одесса почти 8%. Принципиально отличается на этом фоне только Киев, население которого за этот же период выросло на 12%.

В целом в 1991 году в 11 крупнейших городах республики проживало 11,5 млн человек (около 22% населения). Через 30 лет число жителей этих же городов упало примерно до 10,7 млн, но доля в населении выросла почти до 24% (или почти до 26%, если не считать Крым частью Украины). При этом места, которые занимают города Украины рейтинге по численности населения, практически не изменились, за исключением того, что Одесса обогнала Днепр и Донецк и поднялась с пятого на третье место.

Вольные города Украины. Как управляются бывшие советские миллионники

Если посмотреть, как менялось население городов Украины в течение XX века, то картина будет более разнообразной.

Вольные города Украины. Как управляются бывшие советские миллионники

Что касается развития коммуникаций, то на Украине ярко выделяется один аэропорт — киевский Борисполь, пассажирооборот которого в 2019 году превысил 15 млн пассажиров. Он входит в число крупнейших на постсоветском пространстве — пятое место, уступая только трем главным аэропортам Московского авиаузла и петербургскому Пулково. В общеевропейском масштабе Борисполь занял в том же 2019 году 40-е место.

Из других аэропортов Украины пассажирооборот в 1 млн человек был превышен во втором аэропорту Киева «Жуляны» (2,6 млн), а также в аэропортах Львова (2,2 млн), Одессы (1,7 млн) и Харькова (1,3 млн). Аэропорты Запорожья и Днепра лишь приближались в разные периоды к 0,5 млн пассажиров в год.

В течение пяти лет до пандемии загруженность аэропортов Украины (кроме аэропорта Днепра, который потерял 25% пассажиропотока) выросла в разы. Так с 2013 до 2019 года пассажирооборот аэропорта Одессы вырос в 1,5 раза, Борисполя — в два раза, аэропорта «Жуляны» и Харькова — в 2–2,5 раза, а Львова — более чем в три.

Уничтоженный войной аэропорт Донецка (который больше не действует) и расположенный в Крыму аэропорт Симферополя (пассажирооборот которого превысил теперь 5 млн. человек) для Украины теперь потеряны. До событий 2014 года они занимали на Украине третье и второе место соответственно, уступая лишь Борисполю.

Прямой эфир пройдет 19 ноября, начало в 20:15 по новосибирскому времени. Присоединяйтесь, задавайте свои вопросы, подписывайтесь на канал Тайги.инфо в YouTube.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *