Уникальная выставка графики с международным участием работает в Барнауле

Уникальная выставка графики с международным участием работает в Барнауле
Фото Олег БОГДАНОВ
Уникальная выставка графики с международным участием работает в Барнауле

Уникальная выставка графики с международным участием работает в Барнауле

Уникальная выставка графики с международным участием работает в Барнауле

В выставочном зале барнаульского музея «Город» работает уникальная выставка графики с международным участием.

Она представляет около 20 коллекций рисунка и эстампа художников Сибири и России, а одно собрание посвящено графическому искусству Монголии.

«Графика важна, по тому, как она развивается, можно судить о развитии изобразительного искусства в целом» – так считает искусствовед, академик Российской академии художеств Михаил Шишин, инициировавший проект и работавший над ним около года. При этом в постсоветское время в России многие художники переключились на более популярную живопись и искусство графики стало затухать. Чтобы поддержать его, в сибирских регионах проводятся томская триеннале «Рисунок России», Международная триеннале графики в Новосибирске.

Проект «Алтай. Коллекции. Графика» тоже задумывается как долгосрочный. Но в его основе не конкурс, а частные и государственные собрания.

– В качестве коллекционера может выступить любой, – подчеркивает Михаил Шишин. – Художественный музей выставил часть своего собрания работ выдающегося екатеринбургского книжного графика Виталия Воловича. Представили свои собрания и художники. В результате здесь более 20 коллекций. И когда проект был готов, многие стали с досадой говорить: «Что ж вы нас не пригласили?» – и это хорошо! В некотором смысле мы хотим поддержать традицию коллекционирования графики, которая существовала раньше.

Основу выставки составила коллекция примерно из сотни произведений, созданных в легендарном подмосковном Доме творчества «Челюскинская», – ее предоставил омский график Андрей Машанов. За 70 лет своего существования Дом творчества стал школой для нескольких поколений художников всей страны.

– В любом городе вы скажете слово «Челюскинская» – и художники начинают улыбаться, вспоминая то счастливое время, когда можно было два месяца жить и работать имея под рукой все возможные материалы и печатные станки. Так что ядро выставки – это настоящая классика российской графики с конца  60-х до 90-х годов ХХ века, – говорит Шишин.

В этом собрании – работы Рейнгольда Берга, Олега Яхнина, Николая Домашенко, Александра Муравьева, Клары Калинычевой, Николая Благоволина и многих других художников, уникальная и печатная графика, выполненная во всевозможных техниках и стилях.

Сразу из нескольких собраний на эту выставку попали рисунки алтайского художника Василия Рублева и участников его студии Владимира Квасова и Людмилы Кульгачевой. Это стремительные портреты, автопортреты и ню, которые искусствоведы сравнивают с афоризмами. Сам Михаил Шишин показал свое собрание графики уроженца Алтайского края академика Российской академии художеств Виктора Калинина (Москва).

Вообще география проекта оказалась обширна: свои коллекции показывают красноярский Фонд Андрея Поздеева (один из самых известных сибирских художников в масштабе страны) и красноярская Школа ксилографии Германа Паштова, Фонд Всероссийского открытого фестиваля графики «Урал-Графо» (Екатеринбург), выдающийся художник и собиратель Александр Суслов (Новокузнецк), Вячеслав Пестерев (Санкт-Петербург), а также монгольский коллекционер, директор Института искусств и дизайна Доржсурэн Уранчимэг (Улан-Батор).

В этом и радость, и определенная сложность для зрителя. Графика – искусство интеллектуальное, аналитическое. Почти любая работа здесь, даже самого скромного формата, представляет настоящее высказывание. А если учесть невероятное разнообразие художественного языка (от честного реализма Геннадия Тарского до смелого и по нынешним временам авангарда Владимира Квасова и Людмилы Кульгачевой, полуабстрактных акварелей Владимира Каминского, этнографических фантазий Сергея Дыкова или, скажем, современного лубка Александра Потапова), то быстренько пробежаться по экспозиции не получится. Да и вряд ли захочется.

– Графика – это мой способ видеть мир: черно-белое и цветное в тех формах и линиях, посредством которых художники «разговаривают», – признается нам один из кураторов этого большого проекта, главный научный сотрудник Художественного музея Оксана Сидорова. – Я даже не могу сказать, что делала эту выставку, я просто на ней жила. И когда вешала этикетки на работы Олега Яхнина, подумала вот о чем: мы показали все коллекции отдельно. И почти каждая могла бы стать самостоятельной выставкой – настолько они значимые и говорящие.

Вот и инициатор проекта Михаил Шишин советует зрителям не торопиться:

– Можно смотреть детали, сложные моменты травления, попытаться понять, как художник гравирует. Надо вглядываться, потратить побольше времени – и начать «расспрашивать» автора.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *