Успеть до начала нацпроектов

Успеть до начала нацпроектов

Фото:
Александр Миридонов /
Коммерсантъ

  |  купить фото

Успеть до начала нацпроектов

Накануне верстки бюджета Белый дом намерен быстро решить большинство накопившихся проблем

22.06.2018

Премьер-министр Дмитрий Медведев дал старт бюджетному процессу на 2019–2021 годы — вчера состоялось заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам. До этого на заседании правительства решен вопрос о «нефтяном налоговом маневре», увеличивающем доходы бюджета. Накануне этого бюджетного цикла Белому дому придется быстро решить максимум старых проблем, в том числе и проблему новой пенсионной системы, не исчерпывающейся пенсионным возрастом,— иначе работа по нацпроектам будет невозможна.


Официальный старт работе над следующим трехлетним бюджетом дан был вчера заседанием правительственной комиссии по бюджетным проектировкам в новом составе, учитывающим смену правительства. Премьер-министр Дмитрий Медведев вчера подтвердил стандартную схему работы над бюджетом и анонсировал экономические совещания «в ближайшие полтора месяца», в том числе по нацпроектам,— по данным “Ъ”, вчера они были проведены по медицинскому и демографическому нацпроектам.

Сложность текущего бюджетного цикла заключается в том, что де-факто нацпроекты (на 2019–2024 годы), которые должны быть окончательно сформулированы до октября 2018 года, считаются приоритетами бюджетных расходов — и, таким образом, бюджетные решения на 2019–2021 годы должны учитывать еще до конца не принятые решения по этим проектам.

Напомним, в предыдущей версии нацпроекты реализовывались в более «растянутом» режиме и прямо ни к бюджетному, ни к политическому циклу не привязывались: сами проекты начали формулироваться в сентябре 2006 года, процесс был синхронизирован с переходом на трехлетний бюджет (с 2008 года).

Правительство в июне-июле явно намерено решить большинство старых вопросов, годами обсуждавшихся в Белом доме — и для увеличения доходов федерального бюджета, и для возможности работать в основном с нацпроектами, в противном случае продолжение их обсуждения сделает работу с нацпроектами невозможной. Совещанию комиссии по бюджетным проектировкам предшествовало заседание правительства, на котором Минфин и Минэнерго окончательно зафиксировали договоренности по завершению в 2021 году «нефтяного налогового маневра», то есть процесса отмены экспортной пошлины и перехода к налогообложению нефтяной отрасли через НДПИ (см. стр. 1). К расходным возможностям Белого дома это добавит до 2024 года порядка 1–1,3 трлн руб., что составляет до 16% «незакрытой» потребности в финансировании нацпроектов в 8 трлн руб. на этот же срок.

Успеть до начала нацпроектов

Параметры нефтяного маневра доработают по мере принятия

В отличие от 2007–2012 годов, новые нацпроекты предполагается реализовывать в принципиально других бюджетных условиях — это «бюджетное правило», ограничивающее Белый дом в расходовании нефтегазовых доходов при высоких ценах на нефть, плавающий курс рубля (стабилизированный в том числе «бюджетным правилом»), единый Фонд национального благосостояния с целевой задачей Резервного фонда (в ранее существовавшей версии двух суверенных фондов ФНБ был постоянным предметом дискуссии о его расходовании на бюджетные и квазибюджетные нужды), сбалансированный бюджет и (в силу санкций) возможность финансирования дефицита бюджета, по сути, только на внутреннем рынке. Фонд развития (до 3 трлн руб. до 2024 года) предполагается наполнять в том числе через временный отход от «бюджетного правила» — первичного дефицита бюджета в 0,5% ВВП, то есть наполнения фонда увеличением внутреннего госдолга. Но в остальных случаях резервы на реализацию нацпроектов могут быть обнаружены лишь внутри бюджетной системы.

Ставка НДС возвращается на уровень 2003 года

Читать далее

Повышение НДС до 20% уже объявлено единственным изменением в налоговой нагрузке (как и фиксация тарифа ставки соцсборов в «льготном» режиме) до 2024 года. Поэтому резерва отступления от идеи повышения пенсионного возраста у первого вице-премьера Антона Силуанова, в сущности, нет — решение, видимо, даст Белому дому уже в бюджет в 2019–2021 годах несколько сотен миллиардов рублей, необходимых для более быстрой индексации выплачиваемых пенсий, но длительное обсуждение пенсионного возраста парализует до половины нацпроектов.

Успеть до начала нацпроектов

Правительство возьмет на себя оплату медицины для неработающих

Еще одна проблема, у которой также есть шанс на быстрое разрешение в 2018 году,— «индивидуальный пенсионный капитал» (ИПК), то есть система добровольных пенсионных накоплений под патронажем государства, которая должна прийти на смену обязательным пенсионным накоплениям (ОПС), де-факто замороженным в 2013 году.

По данным “Ъ”, Банк России как мегарегулятор финрынка на этой неделе передал в правительство новую версию схемы ИПК (см. подробнее на стр. 8), которая предполагает передачу в собственность пенсионных накоплений и «размораживание» в новом виде системы накоплений с 2019–2020 годов.

Собеседники “Ъ” в Белом доме констатируют, что пока тема ИПК на совещаниях у премьер-министра не обсуждалась. В любом случае введение ИПК потребует быстрого же решения двух других тем пенсионной системы: изменения в собственно системе определения размера будущих пенсий (вице-премьер Татьяна Голикова уже заявляла, что нынешняя «балльная» система должна быть пересмотрена, пока ни о каких альтернативных разработках не известно) и решение судьбы перечислений в ПФР за 2014–2018 годы, учитывавшихся в «баллах» ПФР.


Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *