Борьба с нелегальным бизнесом “любителей неба” и коррупцией на транспорте, безопасность речных прогулок и “семейные подряды” в госструктурах, порочная практика овербукинга и халатность, которая может обернуться трагедией, – об этом шла речь на “Деловом завтраке” с главой Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Денисом Костенко в редакции “РГ” в Новосибирске. Денис Костенко: Как только пилот начинает брать деньги со своих учеников или туристов, его деятельность сразу же переходит в сферу бизнеса. Фото: Татьяна Кравченко/РГ
Денис Алексеевич, начнем с обращений, которые уже несколько лет поступают в наше издание: владельцы легких самолетов и парапланов обвиняют надзорные органы в том, что для них закрывают небо. Споры вокруг авиации общего назначения не утихают. Какова позиция прокуратуры?
Денис Костенко: Мы рассматриваем ситуацию исключительно с точки зрения закона. Со стороны прокуратуры нет личного или субъективного противостояния. Некоторые парапланеристы, в том числе в Новосибирской области, поднимают в небо людей с ограниченными возможностями здоровья или серьезными заболеваниями, а потом активно рассказывают об этом в соцсетях, выкладывают фотографии. Но, на мой взгляд, за счет элементов благотворительности, увлечения людей они лишь пытаются оправдать свою незаконную деятельность по извлечению прибыли. За этой "романтикой" скрывается бизнес.
Ведь такие пилоты не расскажут в соцсетях, какую прибыль они получили от нелегального предпринимательства. Человек, "болея" небом, может приобрести легкий летательный аппарат и наслаждаться полетом, предварительно уведомив органы обслуживания воздушного движения – эта процедура сейчас максимально упрощена. Но как только пилот начинает брать деньги со своих учеников или туристов, его деятельность сразу же переходит в иную плоскость. И здесь законодательством предусмотрено довольно много ограничений и требований.
Какую цель преследует ужесточение регламентов?
Денис Костенко: Когда человек оплачивает такую услугу, он часто даже не подозревает, что у пилота, который поднимает его в воздух, нет лицензии, техника не прошла проверку и так далее. В основном трагические последствия, связанные с использованием сверхлегких летательных аппаратов, происходят как раз с такими горе-тренерами. Но речь не только о частниках-индивидуалах, есть и юридические лица, которые используют для получения незаконной прибыли с риском для пассажиров не только парапланы, но и двухместные самолеты.
Конечно, пройти все процедуры, установленные законом для того, чтобы получить разрешение на предпринимательскую деятельность в небе, стоит немалых денег. К тому же это очень трудоемкий процесс. Сертификат коммерческого эксплуатанта выдает центральный аппарат Росавиации в единичных количествах – это очень ответственная сфера госрегулирования. Таким образом государство устанавливает барьер для достаточно рискованного способа заработка.
Удалось ли навести порядок в сфере водного транспорта, который используют для туристических прогулок?
Денис Костенко: Традиционно речной транспорт считается самым безопасным, и в Сибири он не настолько востребован, как, например, в европейской части страны. Но все-таки и на воде случаются чрезвычайные происшествия. Например, прошлым летом прогулочный теплоход "Барракуда" попал в шторм на Оби неподалеку от Барнаула и врезался в опору моста. В отношении капитана и владельца судна возбуждено уголовное дело, в ближайшее время оно будет направлено в суд.