Особенности регионального протекционизма

Новосибирский малый и средний бизнес вправе рассчитывать на преференции от государства при реализации инфраструктурных проектов на территории Новосибирской области. К такому выводу пришли участники круглого стола, организованного новосибирским отделением «ОПОРЫ РОССИИ» и журналом «Эксперт-Сибирь»

Особенности регионального протекционизма

Одним из главных федеральных трендов последних двух-трех лет стало расширение мер нефинансовой поддержки для компаний МСБ. Среди них — защита интересов предпринимателей при реализации проектов, в том числе с участием бюджета в рамках 44-ФЗ и 233-ФЗ.

«Очевидно, что для бизнеса участие в инфраструктурных проектах — возможность увеличить объемы производства, «подтянуть» технологии, для регио­нальной власти — рост занятости населения и увеличение налоговых доходов. Но пока практика производственной локализации для компаний МСБ, работающих на территории области и поставляющих свою продукцию или оказывающих услуги при создании инфраструктурных проектов, только разворачивается. Значит, сохраняется вероятность того, что налоги пополнят казну другого региона. Не думаю, что это справедливо», — задал тон всей дискуссии председатель Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей Соколов.

При том, что закон «О конкуренции» не всегда поощряет регио­нальный протекционизм, в России есть примеры успешного лоббирования интересов МСБ при реализации масштабных инфраструктурных проектов на своей территории. Например, получение местным бизнесом большинства заказов на выполнение подрядных работ по возведению спортивных объектов к Универсиаде в Казани.

В ближайшие пять лет на территории Новосибирской области будут реализованы крупные проекты спортивного, транспортного, экологического направлений, что, указывают эксперты, даст положительный эффект для жителей региона и бюджета территории.

 

Проекты мечты

Как рассказал на круглом столе заместитель министра строительства Новосибирской области Алексей Колмаков, в регионе в ближайшие три года планируется реализация трех масштабных инфраструктурных проектов — строительство ледовой арены к молодежному чемпионату мира по хоккею в 2023 году, регио­нального волейбольного центра, а также возобновление строительства новосибирского перинатального центра. Общий объем инвестиций составит около 8 млрд руб­лей.

«Эти деньги, безусловно, оживят экономику Новосибирской области и обеспечат заказами строительную отрасль и промышленность региона. Такие проекты требуют привлечения значительных трудовых ресурсов, что не может не сказаться на уровне жизни населения территории. Конечно, мы заинтересованы, чтобы в этих проектах участвовали местные компании — строители, производители и поставщики стройматериалов», — подчеркнул Алексей Колмаков.

В настоящее время по проекту регио­нального центра волейбола подрядчик завершил свайные работы, залил фундамент одного из блоков, приступил к монтажу основных несущих конструкций здания. По ледовой арене заключены госконтракты на проектно-изыскательские работы. Прорабатываются технические условия на присоединение объекта к инженерной и улично-дорожной сетям.

«Работы предстоит много», — подчеркнул и. о. начальника управления архитектуры и градостроительства министерства строительства Новосибирской области Дмитрий Тимонов. Помимо строительства ледовой арены необходимо реконструировать прилегающую парковую зону площадью 30 гектаров, построить 6 км автомобильных дорог, станцию метро «Спортивная» и пешеходный переход через дамбу моста. «Учитывая сжатые сроки, придется задействовать широкий спектр местных производителей. Очевидно, что основные стройматериалы никто из европейской части возить не будет», — считает Тимонов.

 

Особенности регионального протекционизма

 

Иметь дело с МСБ — выгодно

Но это лишь частное мнение. Повлиять на выбор подрядчиков регио­нальным властям затруднительно. «Нельзя в конкурсной документации прописать, что участвовать в торгах на получение госконтракта могут только местные компании. Это ограничение конкуренции, — комментирует заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Вадим Васильев. — Простой пример. В прошлом году наше министерство получило замечание от контролирующих органов за то, что при предоставлении субсидий из регио­нального бюджета на поддержку предпринимательства установило в качестве одного из требований регистрацию бизнеса на территории Новосибирской области, что ограничивает конкуренцию. Вынуждены были это требование исключить».

По данным Вадима Васильева, в Новосибирской области зарегистрировано 142 тысячи субъектов МСБ, которые формируют половину оборота компаний региона. Среднесписочная численность сотрудников МСБ составляет 36,3% работающих жителей региона. «Практика показывает: с компаниями МСБ работать выгодно. Здесь в несколько раз выше конкуренция, чем в крупном бизнесе, малые предприниматели готовы идти на значительные уступки — снижать цену на товары и услуги», — констатирует он.

Уровень технической и технологической оснащенности компаний МСБ, квалификация специалистов, опыт работы с крупными компаниями, в том числе с госучастием, «абсолютно достаточны для реализации самых сложных проектов». В этом уверен директор производственного предприятия «Новосибирский металлообрабатывающий комплекс» Евгений Синельников. «Мы около 75 процентов своей продукции напрямую или опосредовано реализуем за пределами региона, в европейской части страны. Просто в Новосибирской области очень мало проектов, которые могли бы в полной мере раскрыть потенциал нашей компании. Считаю, что МСБ не хватает регио­нального протекционизма, большей коммуникации с властью. Хотелось бы разговаривать с крупным бизнесом на равных», — подчеркнул предприниматель.

Учредитель Производственной Компании «Сибирский Проект», член президиума «ОПОРЫ РОССИИ», председатель федерального Комитета СТБ Сергей Брагин предложил учитывать еще одну немаловажную составляющую участия в крупных проектах, куда направляются федеральные деньги — это инновационные разработки. Особенно, по словам бизнесмена, это касается строительства и эксплуатации государственных объектов. За последний год компания «Сибирский Проект» вывела обновленную линейку инновационных модулей пожаротушения тонкораспыленной водой «ТРВ Ураган», которые в автоматике пожаротушения намного эффективнее классической системы. А косвенный ущерб при пожаре или от ложного срабатывания устройств «ТРВ Ураган» для собственников объектов в десятки раз меньше, чем от спринклерной, так как автоматическая система строится на  раннем обнаружении пожара.

Генеральный директор инжиниринговой компании «Империал», председатель комитета по строительству «ОПОРЫ РОССИИ» Виктор Остахов обратил внимание собравшихся на то, что, несмотря на введенные законом квоты для МСБ при поставках продукции и оказании услуг компаниям с госучастием, на практике малые компании не всегда получают заказ. «Нередко крупная компания создает несколько небольших фирм, которые подпадают под формат МСБ — обороты до 100 млн руб­лей, небольшой штат. И на «законных» основаниях передает им субподрядные работы», — сетует господин Остахов.

С этой практикой в своей работе сталкивается и директор компании «Автоспецсистемы» Наталья Бахтина: «Любой генподрядчик, выигравший конкурс, либо уже имеет в своем составе субподрядную организацию из сегмента МСБ, либо много лет сотрудничает с той организацией, где директор ему кум, сват или брат. Учитывая, что у России единственный критерий победы в конкурсе — минимальная цена, заказ всегда получит та организация, которую захотел генподрядчик».

«Мой опыт показывает, что конкурные условия почти всегда пишутся под какую-то конкретную компанию, — вторит коллегам президент Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов Андрей Радаев. — Например, указывается, что авторский надзор за строительством должен быть ежедневным. Но как выполнить это требование, если архитектурное бюро находится в Новосибирске? Либо же в документации говорится, что проект нужно сделать за 10 дней, хотя на это требуется полтора месяца».

Особенности регионального протекционизма

Лучшие практики

«Есть федеральное законодательство, и регион не вправе отдавать предпочтение местному бизнесу. Но на уровне области никто не мешает включить в описание объекта закупки требования, которые позволят местным компаниям из числа МСБ выделиться на фоне игроков из других регионов», — заметил Дмитрий Тимонов.

В качестве таких требований для МСБ Евгений Синельников видит сертификацию продукции и опыт поставок по крупным контрактам. «Иначе нет никаких гарантий, что договор будет исполнен», — считает он. Он выступил с идеей провести мониторинг всех производителей Новосибирской области из числа МСБ, определив в каждой отрасли 30–40 наиболее сильных компаний. «Посмотреть, с кем они работают, их обороты, насколько они долго существуют на рынке, какие контракты выполнили. Именно эти компании и должны участвовать в торгах», — убежден Синельников.

Чтобы гарантировать высокое качество работ при реализации крупных инфраструктурных проектов, Наталья Бахтина предложила заимствовать европейскую практику проведения торгов. «На Западе исходят из того, что минимальная цена не может быть критерием качества. Там компании научились соблюдать грань, чтобы не свалиться в минимум и, как следствие, не вылететь с торгов, и остаться на высоте, получив невыгодный контракт. Изучив этот опыт, мы можем извлечь для себя много пользы», — предполагает эксперт.

Андрей Радаев считает правильным привлекать к анализу условий тендеров и конкурсов профессио­нальное сообщество. «Тогда побеждать будет действительно самый достойный. Также нужен общественный контроль при сдаче инфраструктурных объектов в эксплуатацию. Если в проекте указано, что в качестве покрытия используется натуральный камень, то никакой бетонной тротуарной плитки по факту быть не должно».

Подводя итоги круглого стола, Сергей Соколов отметил, что регио­нальный протекционизм — инструмент, который позволит решить не только экономические задачи бизнеса и увеличить налоговые поступления в бюджет, но и создать новые рабочие места, что особенно важно в условиях предстоящей пенсионной реформы. «У «ОПОРЫ РОССИИ» как у федеральной структуры есть возможность обобщать лучшие практики поддержки МСБ при реализации масштабных проектов и выходить с предложениями на самый высокий уровень. В ближайших планах организации — обсудить существующие нефинансовые инструменты поддержки МСБ и то, как их можно улучшить в интересах регио­нального бизнеса, с управлением ФАС по Новосибирской области и депутатами законодательного собрания региона», — заключил председатель Новосибирского областного отделения упомянутой им организации.

В настоящее время для реализации инфраструктурных проектов на территории Новосибирской области регио­нальный Минстрой создал проектные офисы. «Достигнута предварительная договоренность о расширении экспертного состава проектных офисов и включении в их работу представителей производственных предприятий региона», — отметил Сергей Соколов.   

Фото: Виталий Волобуев

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *