В умный путь

В умный путь

Внедрение «умных» IT­решений позволит повысить экономическую эффективность горэлектротранспорта, считают эксперты

Будущее общественного транспорта вообще и электрического в частности эксперты и участники рынка связывают с развитием информационных технологий. «Развитие горэлектротранспорта в настоящий момент является трендом в крупнейших городах мира. Обсуждается вопрос создания «умного» электротранспорта», — говорит директор по развитию бизнеса компании Softline в СФО Павел Баруткин.

Транспорт на ладони

В сибирских городах развитие «умных» технологий пока находится не на таком высоком уровне, как в Москве и Санкт­Петербурге, но уже можно отслеживать движение общественного транспорта в специальных мобильных приложениях (причем, не только в крупных городах, но и в пригороде), указывает Павел Баруткин. И с каждым годом этих «умных» сервисов становится все больше. Участники рынка смотрят на опыт соседей, внедряя лучшие решения.

«С 2014 года на городских маршрутах Красноярска действуют транспортные карты, позволяющие оплачивать поездку в любом городском транспорте. То есть мы избавили человека от необходимости ходить в кассу, — рассказывает генеральный директор компании «Краспригород» Эдуард Быков. — Кроме того, в ближайшее время красноярцам будет доступно мобильное приложение, с помощью которого можно приобрести билет в электричку, оплатив его с банковской карты. В Новосибирске подобное приложение работает уже около двух лет и пользуется популярностью у пассажиров». 

Также в следующем месяце компания планирует запустить сервис «голосовой ассистент». «Для чего мы это делаем? Нам частенько говорят, что мы далеко ушли в цифровизацию, в то время как далеко не все люди пользуются гаджетами. Для них­то мы и придумали голосового ассистента. Человек набирает номер телефона, и ему в режиме реального времени автоответчик дает информацию, когда будет ближайший поезд», — объяснил Эдуард Быков. 

Для оперативного получения сведений о движении пассажирского транспорта подобная технология в конце прошлого года была запущена в Омске. Позвонив на телефон автоматизированной системы информирования пассажиров (АСИП), человек может узнать список остановок, рядом с которыми в настоящий момент движется интересующий его транспорт — автобус, троллейбус, трамвай. Погрешность прогноза составляет до двух минут на коротких расстояниях и до пяти минут — на длинных, заверили в мэрии. Впрочем, доступ к информации АСИП возможен и другими способами — через сайт и мобильное приложение.

Оптимальная прозрачность

Но если системы отслеживания работают в интересах пассажиров, то развитие платежных систем повышает прозрачность бизнеса пассажирских перевозок, увеличивает налоговые поступления от перевозчиков в бюджет, а значит, расширяет возможности муниципалитетов для модернизации парка и инфраструктуры горэлектротранспорта.

По закону с 1 июля 2019 года перевозчики обязаны устанавливать терминалы с функцией онлайн­кассы во всех видах общественного транспорта. Сейчас такими системами в сибирских городах оснащен преимущественно муниципальный транспорт — трамвай, троллейбус, метро. Наряду с этим мэрия Новосибирска с конца 2017 года реализует пилотный проект по оснащению горэлектротранспорта системой бескондукторной оплаты. На первом этапе эту систему внедрят на маршрутах с небольшим пассажиропотоком и самой высокой себестоимостью перевозки пассажиров. По данным мэрии, час работы системы обходится на 40% дешевле, чем работа кондуктора.

Система бескондукторной оплаты предполагает установку турникетов в трамваях и троллейбусах. Несмотря на то, что Москва недавно отказалась от турникетов, установив в салонах валидаторы, эксперты считают столичный опыт внедрения бескондукторной оплаты вполне удачным. «Установка турникетов на московском общественном транспорте позволила повысить дисциплину пассажиров, привыкших платить по требованию кондуктора, — говорит Павел Баруткин. — На мой взгляд, в тех регионах, где сейчас оплата проезда осуществляется через кондуктора, на первоначальном этапе должен использоваться турникет. Это позволит отслеживать вход пассажиров и формировать у них культуру самостоятельной оплаты поездок. Позднее они также могут быть заменены на иные технические средства».

Муниципальные власти ожидают, что реализация проекта по установке на общественном транспорте онлайн­касс и систем бескондукторной оплаты позволит оптимизировать затраты пассажиров на поездку. «Установка терминалов с функцией онлайн­кассы будет точкой отсчета по расширению в том числе и пересадочного тарифа», — говорит начальник департамента транспорта и дорожно­благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска Роман Дронов. В прошлом году по инициативе мэрии Новосибирска был запущен пилотный проект, по которому пассажир, пересаживаясь с трамвая определенного маршрута на метро, получал скидку в размере 50% на вторую поездку.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *